Песочная терапия. Коррекция эмоциональной сферы и отклонений в поведении методом песочной терапии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«На песке можно рисовать картины.

И самим песком тоже можно рисовать.

У него бесконечное число цветов и оттенков, которые можно смешивать.

Из песка можно строить.

При помощи песка можно разговаривать.

Когда мы касаемся песка, играем с ним, запускаем в него руки, мы окунаемся в эти детские воспоминания.

Песок приглашает отдаться игре всей душой и телом, как это делает ребёнок»

Удо Баер

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

В настоящее время существует множество разнообразных методов психокоррекционной работы и психологического сопровождения детей с особенностями развития и их родителей, которые успешно используются на базе Государственного казённого учреждения социального обслуживания Московской области «Дмитровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Остров надежды».

Рассмотрим подробнее один из этих методов, который представляется наиболее доступным, понятным и эффективным - песочную терапию.

Песочная терапия 1 в контексте арт-терапии 2 - невербальная 3 форма психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Основная цель песочной терапии - достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения

1 Песочная терапия - метод , способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

2 Арт-терапия (от art , искусство) - направление в и , основанное на и . Терапия творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние клиента посредством творческого самовыражения.

3 Невербально - без помощи речи, жестами, знаками, эмоциями.

4 Вербально - с помощью речи.

Во время игры с песком у человека возникают образы из детства, он мечтает и фантазирует при помощи рук и одновременно что-то создает.

В процесс взаимодействия с песком человек вовлекается весь целиком, задействуя все свои качества: физические, эмоциональные, интеллектуальные и социальные. Соответственно и проблема прорабатывается на всех уровнях (телесные ощущения, эмоции, чувства, мысли).

Дотрагиваясь до песка, взаимодействуя с ним, клиент получает и осознает чувственный опыт движений и прикосновений. Песок используется в работе с клиентами разного возраста и с самым широким спектром проблем.

Песочная терапия эффективно применяется в образовательных и развивающих целях.

Метод не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе с детьми, начиная с 2-х лет и до глубокой старости.

Преимущества песочной терапии перед другими методами:

    Взаимодействие с песком завлекает и завораживает.

    Позволяет гармонизировать (упорядочить) внутренний душевный хаос.

    Создает положительный эмоциональный настрой.

    Позволяет обратиться к реальным проблемам, которые затруднительно обсуждать вербально 4 .

    Даёт возможность проработать мысли, эмоции, чувства, ощущения, которые человек привык подавлять и выразить их в социально приемлемой форме.

    Помогает найти пути выхода из сложной жизненной ситуации.

    Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей.

    Повышает уровня адаптации к стрессу и новым жизненным ситуациям.

    Способствует повышению уровня самооценки и адекватного принятия себя в социуме.

    Снижает уровень утомления, тревожности, других негативных эмоциональных состояний и уровень их проявления.

    Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

    Способствует отреагированию негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения.

    Обладает направленностью на сам процесс, а не только на результат.

    Стимулирует эффективное развитие мелкой моторики, восприятия, памяти, мышления, речи, коммуникативности.

    Активизирует внутренние ресурсы, механизмы саморегуляции и самоисцеления.

    Действенна и достаточно эффективна в коррекции многих отклонений и нарушений личностного развития.

    Одинаково успешно применяется в работе со взрослыми и детьми, интересна, доступна и понятна в любом возрасте.

    Может использоваться в домашних условиях.

В СРЦН «Остров надежды» песочная терапия представлена четырьмя направлениями и тремя формами работы.

Направления (методы) песочной терапии:

    Классическая песочница (sandplay )

    Рисование песком на световых столах (sand -art )

    Рисование цветным песком (sandcolor -art )

    Кинетический песок (kinetik sand )

Формы работы:

*индивидуальная (ребёнок или взрослый)
*парная (ребёнок – родитель, супруги, двое детей из одной семьи)
*групповая (группа детей, группа родителей, группа сотрудников)

«В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери,

и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны»

Дональд Сандер

    Классическая песочница ( sandplay ) - метод исследования различных ситуаций из жизни путем создания на песке композиции из миниатюрных фигурок и мелких предметов различ­ной тематики , а так же поиск выхода из тупиков с помощью терапевтической игры.

Происходит это благодаря тому, что на самом деле в бессознательном любого человека хранится запас верных решений.

Традиционная песочница – деревянный ящик с песком, дно и борта песочницы голубого цвета. Таким образом, дно символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии.

«Каждый ребёнок – художник. Трудность в том,

чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»

Пабло Пикассо

    Рисование песком на световых столах ( sand - art ) - Рисование песком доступно для детей и взрослых, оказывает расслабляющий эффект на нервную систему, избавляет от стрессов и переживаний, а также устраняет страхи и тревожность. Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, можно почувствовать его тепло, его текучесть, его движение. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Мягкий колорит природных оттенков, контраст песка и света, плавность контуров и "припудренность" линий создают волшебство. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи. Здесь нет канонов, здесь невозможно ошибиться. Нарисовать с помощью песка можно что угодно: пейзажи и портреты, натюрморты и абстракции. Главное – дать волю воображению и не бояться экспериментировать. Для того чтобы создавать картины из песка, не обязательно иметь художественное образование. Податливость песка, его природная магия притягивает с первых минут.

Технологии рисования песком: песком и на песке.

1. Песком: высыпание из кулака, из щепотки. Для рисования объектов песком набераем немного песка в руку, выпускаем его тоненькой струйкой из зажатого кулака, изображаем границы образов на чистой поверхности светового стола. Высыпанием из щепотки изображаем мелкие детали.

2. На песке: Работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в руки и рассыпаем его равномерным слоем по поверхности светового стола. Методы рисования песком: кулаком, ладонью, ребром ладони, пальцем, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечением лишнего, используя специальные инструменты.

3. Рисунок можно легко исправить.

«Цвета действуют на душу,

они могут вызывать чувства,

пробуждать эмоции и мысль».

И. В. Гете

    Рисование цветным песком ( sandcolor - art ) - – это идеальный материал для творческих идей. Его можно использовать для украшения интерьера: заполнять песком прозрачные емкости, наклеивать песок на любые поверхности, создавая яркие и необычные текстуры, рисовать картины. П о наблюдениям специалистов, работающих с цветным песком, взаимодействие человека не только с сыпучим, но и с цветным материалом оказывает более сильное воздействие, благодаря интенсивному влиянию цвета на человека. Цвет песка очень насыщенный, яркий, цветов множество, и клиент может интуитивно выбрать для себя тот цвет, который необходим ему именно сейчас, «напитаться» его воздействием. Парацельс полагал, что в лечении цвет оказывается эффективнее, нежели химическое вещество, а Бехтерев А.М. писал: «...умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры». Аппликации и динамическое рисование цветным песком помогают и детям, и взрослым выразить себя, развить творческие способности, мелкую моторику и приобщиться к художественной и изобразительной деятельности.

Технологии работы цветным песком: статическое и динамическое рисование.

Статическое рисование – использование цветного песка, бумаги или картона и клея ПВА для создания изображений, ярких песочных картинок, аппликаций.

Динамическое рисование – использование цветного песка и белого подноса для создания изменяющихся рисунков, образов, картин. Например, пейзаж, эсоциональное состояние, мандала (рисунок в круге) и многое другое.

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум»

К.Г. Юнг

    Кинетический песок ( kinetik sand ), «психодинамический» или подвижный песок - имеет очень интересную текстуру, это сыпучий материал, частички которого как бы прилипают друг к другу, поэтому работать с ним очень удобно и приятно. Это намного интереснее, чем играть с обычным песком, глиной или пластилином. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.

Кинетический песок - это потрясающая игрушка для детского творчества, количество игр с этим материалом - безгранично.

С помощью кинетического песка можно создавать различные объёмные изображения (руками или различными формочками).

Кинетический песок - это удивительный материал, взаимодействие с которым даёт сильнейший психотерапевтический эффект. Это происходит благодаря возможности создания образов теленых ощущений на песке и их трансформации. На этих свойствах кинетического песка основывается

плассотерапия (греч. Πλάσσω – леплю, θεραπεία - лечение, оздоровление): направление психотерапевтической работы с «психодинамическим» песком без использования песочницы (на поверхности стола, на полу) и без дополнительных предметов (игрушек и т.д.);

Возможности песочной терапии безграничны и уникальны, а опыт работы автора статьи в СРЦН «Остров надежды (2008-2016) позволяет считать именно песочную терапию весьма эффективной и перспективной формой психологического сопровождения детей с особенностями развития и их родителей.

Карина Гордеева,

педагог-психолог,

арт-терапевт

СРЦН «Остров надежды»

Песочная терапия как метод психологической помощи участникам образовательного процесса.

психолог,

учитель-дефектолог

МБСКОУ СКОШ №36

Когда песчинки взлетают в небо,

они превращаются в звезды.

Но когда звезды падают вниз,

их уже не отличишь от простого песка.

Звезды – это песчинки, которые над головой,

а песчинки – это звезды, которые под ногами.

Феликс Кривин

Сегодня песочная психотерапия становится все более популярной в психологической, психотерапевтической, педагогической и даже в театральной практике. Психологические песочницы активно находят применение в группах детского сада, в кабинетах психологического консультирования, в приемных психотерапевтов. Появились и опытные специалисты, готовые обучать своих коллег техникам и приемам работы с психологической песочницей, использованию песочной терапии в личном и семейном консультировании, психотерапии взрослых и подростков, а также в коррекционно-развивающей и обучающей работе с детьми.

Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникальной технологии.

1. Краткий экскурс в историю песочной терапии.

Использование песка для отображения внутреннего мира человека имеет длинную историю. Еще древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. Им было известно, что песок обладает сильными медитативными свойствами. Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка магических кругов – мандал.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе – воплощение Жизни во Вселенной.

Игра с песком как консультативная методика была описана в 1939 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Впервые на занятиях М. Ловенфельд дети начали использовать миниатюрные объекты вместе с песком и водой. В 1950-х гг. Дора Калфф встретилась с М. Ловенфельд. Будучи юнгианским аналитиком она создала теоретико-методологическую базу и назвала технику игры в песок песочной терапией.

Долгое время «sand play» существовала исключительно в юнгианской парадигме. В настоящее время представители различных концепций имеют возможность использования песочницы в своей практике.

Процесс накопления опыта работы с песком представителями различных направлений интересен тем, что благодаря этому с разных сторон исследуются взаимоотношения человека с проекцией его внутреннего мира. Все это говорит о том, что песочница – это СРЕДА для общения человека с самим собой и символами реального мира. С другой стороны, использование миниатюрных фигурок, определенной последовательности организации работы, появление различных консультативных техник, позволяет говорить о песочной терапии как о МЕТОДЕ, обладающем достаточной универсальностью для использования в психотерапевтической, психологической и педагогической практике.

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно, а ее применение имеет свои особенности. С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм. А так как для обучающих целей уникальные возможности песка долгое время практически не использовались, то, чтобы заполнить этот пробел, российскими специалистами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Можно сказать, что сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована.

Накопленный и осмысленный опыт использования песочной терапии в будущем позволит углубить наше понимание данного метода и создать ему прочное теоретическое обоснование.

2. Достоинства песочной терапии как средства сопровождения участников образовательного процесса

Песочная терапия может с успехом применяться как один из инструментов сопровождения участников образовательного процесса (учителей, родителей и педагогов). Этот метод позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, профилактики, консультирования и коррекции. В этой связи ниже мы будем употреблять понятие «клиент», подразумевая участника образовательного процесса (учащегося, родителя или педагога).

Выделим основные преимущества песочной терапии:

1) Взаимодействие с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития клиента.

2) Песочная терапия обеспечивает многогранный опыт благодаря множественности символических значений. Символика объектов и материалов, используемых в песочной терапии, могут служить так называемым общим языком, когда человек часто не может выразить или сформулировать свои чувства.

3) Визуальная форма работы делает зримым то, что заблокировано на вербальном уровне, снимая таким образом контроль сознания. Появляется возможность материализовать прошлый опыт или травмы семьи и разрешить их.

4) Песочная терапия создает мост между бессознательным и сознательным, физическим и духовным, рациональным и эмоциональным, вербальным и невербальным.

5) Песочная терапия обеспечивает непосредственную игру, где нет никакого правильного и неправильного пути. Песочные миры создаются без предварительной подготовки, без планирования и моделирования и поэтому соответствуют внутреннему миру создателя.

6) Песочная терапия позволяет снять контроль сознания. Процесс создания своего мира из песка позволяет смягчить сопротивления и уменьшить защиту клиента, создавая ему безопасное пространство для самораскрытия.

7) Песочная терапия является естественным языком для детей.

8) В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Человек, играющий в песочнице с миниатюрными предметами, воплощает фигуру Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами, получает возможность творческого изменения напрягающей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, клиент получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешенго плана. В этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений человек переносит в реальность.

Уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, следует подчеркнуть и наличие мощных ресурсов песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня можно уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития.

3. Общие условия организации психологической работы с песком.

В песочной терапии действуют общие принципы взаимодействия с клиентом и проявляются дополнительные.

Общие принципы взаимодействия с клиентом

Принципы задают «правила и условия игры» и отражаются в каждом нашем «шаге» и действии.

1. Принцип «комфортной среды»

Для успешности процесса необходимо, чтобы клиент чувствовал себя комфортно и безопасно. Комфортная среда подразумевает, с одной стороны, уровень партнерских взаимоотношений с клиентом; с другой стороны, ряд «средовых» факторов: мягкое освещение, удобная песочница, удачное местоположение клиента относительно психолога и пр. Мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка, клиента; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. Принцип «безусловного принятия»

Принятие внешнего вида человека, его физического состояния, жизненного опыта, противоречий, ценностей, мотиваций, устремлений и желаний - все это является залогом успешности консультирования. В песочной терапии мы принимаем все действия клиента в песочнице.

3. Принцип «доступности информации»

Все обращения, реплики, интерпретации и рекомендации, которые дает психолог, должны быть сформулированы доступно для клиента.

4. Принцип «конкретизации»

Согласно данному принципу, психолог стремится понять истинную причину обращения за консультацией. Часто в консультативной практике заявляемая клиентом причина обращения не является истинной.

5. Принцип «объективизации»

Часто клиент, эмоционально реагируя на детали происходящего, теряет целостное видение ситуации. Однако без понимания смысла происходящего сложно найти адекватное решение. Поэтому консультант, с одной стороны, конкретизируя проблему, старается показать клиенту целостную картину происходящего, не давая излишним деталям и подробностям превратить свое восприятие в «лоскутное одеяло».

6. Принцип «ориентации на потенциальный ресурс клиента»

Рассматривая проблему клиента, параллельно психолог исследует его потенциальные ресурсы. Информацию о потенциале психологу может дать рассказ о своем хобби, о том, что у него получается лучше всего, о чем он мечтает, что делает его счастливым, что нового он приобрел, столкнувшись с проблемной ситуацией и пр. В дальнейшем психолог формулирует свои рекомендации и строит программу работы, ориентируясь на ресурс клиента.

7. Принцип «интегрированности в социальную среду»

Если в процессе психологической работы изменения происходят резко, клиент становится дезадаптированным. Данный принцип предполагает заботу о клиенте не только в кабинете психолога, но и далеко вне его стен. Психолог предупреждает и готовит клиента к возможным изменениям в окружающей его среде. Помимо этого, данный принцип предполагает рассмотрение проблем клиента в системе его социальных отношений.

Дополнительные принципы, проявляющиеся в играх с песком

1. Оживотворение абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, миниатюрных фигурок и природных материалов. Реализация этого принципа позволяет сформировать чувство реальности происходящего.

2. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

3. Осмысление опыта и ситуации. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок, подросток, взрослый имеют возможность посмотреть на нее со стороны. Это, в свою очередь, дает возможность соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.

4. Обмен. В песочной игре клиент и специалист легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет построить партнерские взаимоотношения.

Особенности использования песочницы в работе с семьей

Для детей и родителей процесс создания песочных картин – это простой и естественный способ рассказать о своих тревогах и страхах, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее состояние. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры есть проекция внутреннего мира ребенка, то есть перенос вовне переживаний, желаний, возможностей. В работе с родителями самым важным является научение позитивному и безусловному отношению к собственному ребенку, возможность увидеть мир его глазами.

Главной целью работы специалиста с семьей является помощь родителям и детям в познании себя и мира своего ребенка, в преодолении неуверенности, тревог и страхов, связанных с различными сторонами жизни, в успешной реализации себя как родителя.

Песочная терапия еще мало знакома большинству родителей как эффективный способ психологической помощи, сами они о ней не просят. Поэтому рекомендуется предлагать песочную терапию в том случае, если ребенок:

· не может решить проблему при помощи других видов психотерапии;

· много говорит, рационализирует и интеллектуализирует проблему, избегая ее решения;

· выстраивает сильные психологические защиты;

· испытывает трудности в объяснении своих затруднений;

· ограничен в проявлении своих чувств, находится в состоянии фрустрации ;

· имеет трудности в принятии решения;

· пережил психологическую травму (потеря, насилие и т. п.);

· остро переживает возрастной кризис.

Противопоказания к песочной терапии:

· клиент сильно сопротивляется песочной терапии;

· уровень доверия между клиентом и психологом недостаточно высок;

· клиент характеризуется повышенной возбудимостью;

· очень высокий уровень тревожности;

Коллекция фигурок. В коллекцию миниатюрных предметов может входить все, что когда-либо встречалось, встречается и будет проявляться в окружающем мире: от предметов повседневности до фантастических образов. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

В данной публикации приводится классификация предметов, описанная Ленор Штейнхард с комментариями российских специалистов Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. Грабенко.

Тип предметов

Требования к предметам

Комментарии

Люди

Разнообразие по: полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессии, времени жизни (от первобытных до современных людей). Фигурки должны быть как статические так и динамические.

Интересно, с кем себя идентифицирует автор картины, какое время и культурное пространство ему ближе в данный момент. Каков ритм жизни персонажей (они статичны или подвижны).

Наземные животные и насекомые

Домашние, дикие, доисторические, образы наземных животных, насекомых

Эти образы могут символизировать многоликое инстинктивное начало человека (от сексуальности до интуиции). Ребенок до пяти лет часто ассоциирует себя с животным или насекомым, поэтому в его картинах представители данной группы персонажей могут быть частыми гостями.

Летающие животные и насекомые

Птицы: дикие, домашние, доисторические. Крылатые насекомые

Обладание крыльями - дополнительная возможность передвижения, Проявление воздушной стихии, связанной с коммуникацией, информацией, образованием связей. Однако среди «крылатых» есть те, кто активно используют крылья, и те, кто только ими обладает...

Обитатели водного мира

Разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы, звезды из пластмассы и натуральные вычищенные и высушенные

Подводный мир - частый сюжет песочных картин. Может символизировать чувственную сферу человека. Сюжет картины и взаимоотношения между обитателями иногда отражают психосоматическое состояние клиента

Жилища и дома с мебелью

Разнообразные дома, дворцы, замки, по­стройки, мебель различных эпох, культур и назначения

Дома, постройки ассоциируются с социальной жизнью человека. Выражение «иметь свой дом» часто связано с самореализацией («занять свое место в жизни»), Интересно, какого рода дом выбирает человек, как создает пространство вокруг себя.

Домашняя утварь и продукты

Посуда, предметы обихода, убранства стола, разнообразные продукты питания

Эти предметы связаны с умением обустраивать свой быт, пространство вокруг себя. Обилие предметов такого рода в песочной картине нередко свидетельствует об озабоченности витальными проблемами.

Деревья и другие растения

Цветы, трава, кустарники, деревья разнообразных видов, зелень искусственная и натуральная

Использование в песочных картинах многочисленной растительности часто связано с желанием «оживить», благоустроить мир в песочнице. Нередко определенное дерево наделяется особыми свойствами и значением и становится ключевой фигурой в картине.

Объекты небесного пространства

Солнце, луна, звезды, радуга, облака, молнии, тучи, метеориты

Включение этих фигур в песочную картину нередко опосредовано мистическим ощущением взаимодействия с природными и космическими силами. Они могут иметь значение дарителей-помощников. Иногда они выступают как символы фатальных событий.

Транспортные средства

Наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, разных исторических эпох, фантастические транспортные средства

Предметы, дающие человеку возможность быстрого передвижения в пространстве. Нередко ассоциируются с потенциалами человека к активному действию.

Машины, самолеты, яхты нередко используются как символы материального благополучия. В любом случае предметы данной категории принадлежат к реальному социальному миру и информируют специалиста об особенностях социализации клиента.

Объекты среды обитания человека

Заборы, изгороди, мосты, ворота, порталы, дорожные знаки и пр.

Либо подчеркивают территориальные границы (заборы), либо образуют связь (мосты), вводят социальные огра­ничения или допущения (знаки). Являются атрибутами процесса социализации человека. Могут рассказать об особенностях коммуникации клиента.

Предметы, связанные с верованиями человека

Храмы, иконы, божки, алтари , памятники, нэцке и пр.

Появление этих предметов всегда связано с ценностями человека, с проявлением его духовной жизни.

Объекты ландшафта и естественной активности Земли

Вулканы, горы, костер

Предметы могут заменять сооружение ландшафта из сырого песка.

Аксессуары

Бусы, маски, зеркала, ткани, нитки, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия, цепочки, гвозди, флаконы и пр

Естественные природные предметы

Кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.

Часто наделяются особым символическим значением или создают среду.

Оружие

Оружие разных эпох, фантастическое оружие

Предметы, позволяющие отреагировать агрессию, построить конфликтный сюжет или защитить что-либо важное.

Фантастические предметы и персонажи

Антропоморфные персонажи мифов, сказок, легенд; божественные существа.

Герои популярных мультфильмов, фэнтези.

Каждый персонаж, как правило, связан с конкретной историей и часто имеет специфическое символическое значение в песочной картине.

Злодеи

Злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок

Являются носителями внутренних и внешних конфликтов. В песочных картинах создают или катализируют напряжение, провоцируют проявление активности.

Сказкотерапевтический подход к игре с песком

Песочная терапия, юнгианская песочница, игры с песком, кинестетический песок, рисование песком – вот лишь несколько видов применения песка для «работы» с детьми, которые сейчас на слуху и в которых так легко запутаться родителям. Несмотря на использование одного и того же материала, они существенно различаются по своим целям и результату. Если игры с песком или рисование на песке можно отнести скорее к развивающим занятиям, то песочная терапия – это всегда глубокая психологическая работа. А психотерапия начинается там, где возникает психологическая проблема. Если семья не может справиться с трудностями малыша самостоятельно и усилия родителей оказываются неэффективными, это может стать показанием для обращения к детскому психотерапевту.


Детский мир

Еще в начале прошлого века психоаналитики столкнулись с трудностями в работе с детьми, которые не могли выразить свое беспокойство или описать проблему словами. Маленькому ребенку вообще свойственно выражать себя через игру, ведь игра – самое естественное для него занятие. Сочиняя сюжеты и совершая различные действия с игровыми фигурками, малыш может выразить свои переживания: тревогу, злость, страхи. А психолог, наблюдая за детской игрой, отмечает особенности поведения ребенка, его потребности, реакции, отношение к различным предметам.

История развития метода песочной терапии, берет свое начало с работы английского психолога Маргарет Ловенфельд, основательницы Лондонского Института детской психологии: именно она решила поместить игровые фигурки в песок. Дети, с которыми работала Маргарет, выстраивали на песке сюжетные картины и называли это «Мой мир». Так появилось название нового метода «Техника мира», прародителя песочной терапии.

В конце 50-х годов XX века швейцарский юнгианский аналитик, детский психотерапевт Дора Калф, ученица Карла Густава Юнга, соединила метод «Техники мира» с юнгианским аналитическим направлением, придумав собственно песочную терапию. Она обнаружила, что картины, созданные с помощью песка и маленьких фигурок, отражают мысли и внутренние переживания ребенка. Вот что Дора написала в своей книге «Sandplay»: «Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».


Песочная терапия – один из самых мягких (и экологичных!) методов работы с неокрепшей детской психикой.

Правила игры

Для того чтобы ребенок смог эффективно выразить свое эмоциональное состояние, «перенести» его изнутри во вне, нужны некие образы и символы. Сюжеты, выстраиваемые малышом в песочнице, как раз ими и являются. Играя с песком, ребенок приобретает опыт – пусть даже символический – разрешения множества затруднительных ситуаций. Спустя какое-то время, он будет готов применять его в повседневной жизни.

Иногда ребенок бывает слишком «переполнен» своими переживаниями или, наоборот, так опустошен, что это мешает его развитию. Выражая себя на бессознательно-символическом уровне при помощи игры в песочнице, малыш освобождает свое внутреннее пространство для себя самого, соприкасается с тем, к чему трудно подобрать слова и становится «здоровее» психологически. Развод родителей, неврозы, страхи, психосоматические заболевания – такие недетские проблемы иногда подстерегают ребенка, лишая его чувства безопасности и травмируя психику. В мирке, ограниченном стенками песочного лотка, манипулируя фигурками, строя и разрушая, как бы воссоздавая переживания в трехмерном игровом пространстве, он сам управляет ситуацией, проигрывает конфликты, без страха выражает свой гнев и порой делает то, на что не решился бы в обычной жизни.

Но в «песочный мир» переносятся не только негативные переживания! Таким же способом может быть дан выход позитивным чувствам и эмоциям, выражение которых по каким-то причинам затруднено в семье (например, нежность или привязанность).


Волшебный песок

В чем же уникальность песка для детского самовыражения? Ведь ребенок с таким же успехом может рисовать свои переживания или лепить их из пластилина! Дело в том, что песок – удивительный по своим свойствам природный материал. Приятный на ощупь, сыпучий и мягкий, песок меняет цвет в зависимости от того, влажный он или сухой. Песок дает неисчерпаемые возможности для творчества: ему можно придавать различные формы, смачивать его водой или пересыпать. К тому же детям он знаком и понятен, ведь их первые «большие» прогулки начинаются с песочницы. Наконец, песок не требует специальных навыков отличие от рисования, лепки и других видов творчества. Поэтому метод песочной терапии достаточно универсален. Даже если у ребенка есть нарушения развития (в том числе интеллектуальные), он мало или плохо разговаривает, любое творческое самовыражение вызывает у него тревогу и страх неудачи, игры с песком становятся доступным и простым способом психологической помощи. Юнг утверждал, что такие действия высвобождают заблокированную энергию и «активизируют возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Может показаться, что для достижения терапевтического эффекта не обязательно посещение специального кабинета, ведь лоток с песком можно поставить и дома. Но здесь важно не только то, что делает ребенок, но и как. В уникальной атмосфере «песчаных карьеров» нужно играть по особым правилам, которые знает только специалист.


Песочные часы

В кабинете психоаналитика в основном используется кварцевый песок: он однородный, очень красивый, мягкий и нежный на ощупь. Песок помещен в два специальных лотка – песочницы – стандартного размера. Дно и борта песочниц всегда выкрашены в голубой цвет, который имитирует воду и небо. Кстати, в работе может использоваться и настоящая вода: с ее помощью песку придают различные формы. Помимо лотков с песком у специалиста всегда есть большая коллекция фигурок: людей и животных, предметов быт, транспорта, мифологических персонажей и сказочных существ. Игрушки должны быть разными по материалу, фактуре, цвету!

И вот в такой особой атмосфере психотерапевт приглашает ребенка попробовать построить свой мир, выступить создателем и режиссером собственной реальности. Считается, что игру с песком нельзя интерпретировать вслух, и психоаналитик в процессе работы скорее играет роль внимательного зрителя. Он ведет протокол, в который заносит особенности «работы» ребенка в песочнице: используемые фигурки (каждая выбранная фигурка воплощает какого-то важного персонажа или отражает актуальное состояние ребенка), обустройство и наполненность пространства песочницы, построение ландшафта.

В этот же протокол психоаналитик вкладывает и серии фотографий песочниц, каждая из которых отражает изменения в психологическом состоянии ребенка. При этом он как бы «слушает» игру ребенка и создает безопасное пространство для выражения самых разных его чувств. Создание таких условий и выстраивание особых отношений с маленьким «пациентом» в данном случае и есть профессиональная задача специалиста.


Третий не лишний

Одной из главных особенностей песочной терапии является то, что она не подразумевает прямого воздействия на проблему. Это скорее гармонизация эмоционального состояния ребенка в целом. Причем процесс может быть длительным, трудным и неравномерным. Когда ребенок первый раз сталкивается со сложными переживаниями, ему не всегда удается сразу с ними «подружиться» и адекватно выразить. Например, застенчивый и послушный ребенок может удивить родителей слишком сильным внезапным протестом. И то, что для него самого и психоаналитика может быть радостным симптомом «исцеления», родителей может встревожить или вызвать чувство растерянности, ведь привычное поведение ребенка может существенно меняться. Родителям нужно быть готовыми к этим изменениям и стараться поддерживать малыша. От того, насколько родитель готов поддержать и принять, изменяться сам и выстраивать новые взаимоотношения с ребенком, тоже зависит успех психотерапии.

1. Из истории «песочной терапии»

2. Преимущества подхода «песочной терапии»

3. Метод «песочной терапии»

4. Песочная терапия.Принципы и структура занятий

5.

6. Список литературы

«Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум»
К.Г. Юнг

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Дети и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно и с удовольствием создают картины из песка. Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Человек выступает как созидатель, не привязанный к результатам своего труда. Он создает из песка замок, некоторое время любуется на него, а потом волна или он сам разрушают творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. В этомуникальная Тайна бытия: все приходит и уходит, и нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому . Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля суеты и тревоги.

Песочная терапия (Sandplay) - один из самых интересных методов, возникший в рамках аналитической психологии в ХХ веке. Сегодня он находит самое широкое распространение в нашей стране, используется в работе с детьми и взрослыми.

Из истории метода «песочной терапии»

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов.

При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты.


В начале ХХ века Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.

Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира».

В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д.Кальфф вначале использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми.

Д.Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга. Она установила, что серия картин из песка, созданных детьми или взрослыми, фактически, представляет продолжающийся конфликт с бессознательным и сопоставима с серией сновидений, встречающихся в течение аналитического процесса. Работа над лотком песка инициирует психический процесс движения к целостности, и может привести к излечению и развитию личности. В 1980 году Дорой М. Калф выпущена монография "Сэндплэй".

Автор метода "Песочной терапии", швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считала, что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Метод "Песочной терапии" базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия применяется как при работе с детьми, так и при работе с взрослыми.


Преимущества подхода «песочной терапии»

Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом, это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Также как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, не доступные словесному выражению. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинном трудно облечь свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.

Песочная терапия - уникальный способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Песочная терапия ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент - на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Это удовлетворяет потребность современного человека в наиболее естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к интроспекции и активному действию.

Метод «песочной терапии»

Применение позволяет психологу решать следующие задачи:

· Диагностические:

· Коррекционные;

· Терапевтические;

· Творческого развития.

Показания к песочной терапии

· - различные формы нарушений поведения,

· - сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, учителями) и сверстниками,

· - психосоматические заболевания,

· - повышенная тревожность, страхи,

· - сложности, связанные с изменениями в семье (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (адаптация к техникуму).

Песочная терапия позволяет:

· выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;

· открывает внутренние резервы для разрешения трудностей;

· даёт возможность пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов.

· Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

· Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

· Эпилепсия или шизофрения.

· Клиент с очень высоким уровнем тревожности.

· Аллергия на пыль и мелкие частицы.

· Легочные заболевания.

· Кожные заболевания и порезы на руках.

Оборудование для «песочной терапии»:

1. Поднос с песком. Деревянный поднос прямоугольной формы размером 49,5х5х7 см. Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют клиенту удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные фрагменты. Дно и внутренняя часть бортов должны быть выкрашены в голубой цвет, символизирующий воду и бессознательное, снаружи поднос должен иметь бежевый цвет, символизирующий песок и сознание. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.

В работе используется как сухой так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой. Выбор с каким песком работать всегда остается за клиентом.

2. Коллекцию миниатюрных фигурок и предметов:
а) люди разного пола и возраста, представители различных исторических эпох, разнообразных профессий; кукольные семейства
б) фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.;
с) животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единороги, грифоны);
д) дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, но- рота, здания, имеющие специальное предназначение (Вокзалы, больницы, школы и т. пд, храмы различных религий и т. п.;
е)домашняя утварь;
ж) деревья и другие растения;
з) транспортные средства (наземные, водные, воздушные);
и) игрушечные мечи, пистолеты и др. оружие
З. Естественные природные объекты.
Кристаллы и минералы, кости, окаменелости, кусочки металла и дерева, засушенные цветы, листья. сухие ветки, семена, ракушки, перья и т. д.

В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда.

Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:

Большие и крошечные;

Бесцветных и ярких цветов;

Прозрачные и непрозрачные;

Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Личность зарубежного специалиста, практикующего песочную терапию, защищена принадлежностью к определенной школе. Он точно знает, что и когда предложить клиенту, какой и когда вопрос задать, как отреагировать. Школа дает ему знание алгоритма, технологии.

Иначе обстоит дело с российскими специалистами, использующими песочницу. У нас только в последнее время начинает складываться понятие принадлежности к определенной школе. Появляются «символ-драматисты», «психоаналитики», «юнгианцы», «гештальтисты», «арт-терапевты». Если специалист прошел полный цикл подготовки в определенной школе, он знает, как использовать песочницу в рамках своего подхода. Но большинство наших специалистов не имеют такой подготовки.

И перед нами, как в сказке, три дороги, три выбора:

Ø либо придерживаться определенной школы и встраивать работу с песочницей в общий набор методов и техник;

Ø либо работать так, как «научил» авторитетный специалист;

Ø либо, «присоединившись» к клиенту, следовать за ним, доверяя собственной личной и профессиональной интуиции.

1. Присоединение к клиенту. Как уже отмечалось, песочная картина содержит огромную информацию о внутреннем мире и актуальном состоянии человека. Понять запрос клиента, почувствовать ритм его песочной картины, увидеть ее проблемные и ресурсные ипостаси, ощутить неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения. На основании присоединения специалист «следует за клиентом», помогая ему осознавать собственные ресурсные и уязвимые места.

2. Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину клиента, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый ребенок, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал клиент. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. Искренний интерес к внутреннему миру клиента, отображенному в песочнице, присоединение к клиенту, -- все это позволяет специалисту выстраивать позитивную внутреннюю динамику человека, обратившегося за помощью.

3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике . Безусловно, «песочный терапевт» не может в присутствии клиента без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или представлять некоторое оценочное суждение. Внутренний мир человека достаточно хрупок, и только этический кодекс и профессионализм специалиста может защитить клиента от травмы.

В зависимости от собственного понимания целей психологической работы, специалист может сделать акцент либо на «отреагирование», либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.

При этом я руководствуюсь следующими принципами песочной терапии :

1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе со студентом – на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.

2. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, студент имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.

3. Принцип обмена – в играх с песком студент и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.

4. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.

5. Но самое главное: песочная терапия — это игры с песком , где «ПРАВИЛ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!»

Возможности «песочной терапии»

Творчество в песочнице для подростков и взрослых представляет процесс взаимодействия создания страны, которая является проекцией внутреннего мира.

Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. Это могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т.д. В момент построения мира человек может погрузиться в легкое трансовое состояние, фокусируясь на своей проблеме и выходе из проблемной ситуации. Ландшафт показывает, какой путь выбрал себе человек, как он будет его проходить.

В песочной терапии при работе с клиентом можно использовать сказки, легенды, мифы, притчи, которые подбираются в зависимости от проблемы клиента. Сюжет должен быть понятен клиенту. В ходе работы притчи можно соединять в одну единую метафору. Одна метафора может плавно переходить в другую.

Наиболее используемые в моей работе со студентами «песочные картины »: «Волшебная страна», «Я и мир, который меня окружает», «Город Дружбы», «Моя жизнь через …лет», «Мир Добра и Зла», «Он и Она. История взаимоотношений», «Сказочный город», «Подвиг героя».

Разыгрывая разнообразные сюжеты на песке, человек получает опыт символического решения многих жизненных ситуаций. Этот опыт в виде «материала» переходит в бессознательное и через некоторое время в поведении человека происходят изменения. В реальной жизни он начинает применять свой песочный опыт.

Таким образом, песочная терапия, с одной стороны прекрасная развивающая среда, а с другой - процесс переноса, проекции внутреннего мира. Когда на песке есть персонаж, на которого направлена агрессия. Это очень высокий уровень агрессии.

3) Конфликт с близкими людьми .

В таких моментах может происходить противостояние или противоборство героев, которые в данный момент являются отражением людей из реального окружения.

Расположение фигурок на песке также имеет символическое значение и может дать много информации. Когда фигура размещается в центре, она, как правило, символизирует автора картины. Фигурка, появившаяся второй, является символом какого-то важного момента. Если создатель картины закапывает героя, он старается вытеснить то, что еще неосознанно в бессознательном.

Особенность заполнения песочницы и всех её секторов может дать много интересной информации. Если действия разворачиваются в верхней части – перед нами мечтательный человек. Нижние части песочницы заполняют люди «приземленные». Перемещение в правую или левую часть указывает на то, что этим человеком владеет будущее или прошлое.

При проведении анализа важно учитывать уникальность клиентов, прежде всего их личное восприятие мира.

ü Любая психопрофилактика проводится для того, чтобы не допустить проблемных ситуаций. В песочнице можно разыграть любые жизненные ситуации, переосмыслить их и найти правильное решение.

ü Песочница – прекрасный инструмент, который позволяет пересмотреть многие события жизни: психологические травмы, проблемы в отношениях, личностный рост.

ü Песочная терапия в отличие от других методик позволяет человеку создавать собственный мир, который откроет путь к самым сокровенным мыслям, мечтам и чувствам. Этот мир можно ощутить, изменить, рассмотреть, и даже фотографировать.

ü Песочная терапия способна активизировать ресурсы самоисцеления и продвижение человека к психологическому здоровью. Созданный образы на песке есть отражение внутреннего мира и бессознательного состояния, позволяют понять себя.




Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Игра петушиные бои правила Игра петушиные бои правила Мод для майнкрафт 1.7 10 смотреть рецепты. Рецепты крафтинга предметов в Minecraft. Оружие в Minecraft Мод для майнкрафт 1.7 10 смотреть рецепты. Рецепты крафтинга предметов в Minecraft. Оружие в Minecraft Шиллинг и стерлинг - происхождение слов Шиллинг и стерлинг - происхождение слов