Известные подделки. Разоблачаем! Литературные мистификации и подделки

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Подделка произведений искусства сегодня является развитой индустрией, в которой вращаются ежегодно миллиарды долларов. Потенциальная прибыль высока, а многие подделки так и остаются не выявленными. Но история знает и таких фальсификаторов, которые работали «по-крупному» и стали всемирно известными личностями. О них и пойдёт речь в нашем обзоре.

1. Элмир де Хори


Элмир де Хори - художник венгерского происхождения, который прославился как один из самых известных арт-фальсификаторов. Его работы до сих пор выставляются во многих музеях, а кураторы считают, что эти картины были созданы великими мастерами. В 1947 году художник переехал из Венгрии в Нью – Йорк, где нашел очень неплохой заработок. Его собственные картины никогда не пользовались успехом, в то время как его подробные копии картин других художников продавались почти сразу.

Де Хори начал выдавать свои копии за оригиналы картин и так продолжалось до 1967 года, когда в мире искусства разразился огромный скандал. Так много времени, чтобы подделки заметили, потребовалось потому, что Де Хори уделял пристальное внимание мельчайшим деталям. В течение своей карьеры он продал тысячи подделок.

2. Эли Сакхай


Карьера Эли Сакхая в качестве арт-фальсификатора пролила свет на худший аспект мира искусства: многие знали, что с "оригиналами" картин было что-то не так, но никто не хотел сообщить о проблеме. Картины достаточно известных художников зачастую перепродаются без проверки их подлинности. Именно этим пользовался недобросовестный арт-дилер Сакхай, который покупал оригиналы картин, после чего заказывал их копии (кто делал фальшивки - неизвестно и поныне) и продавал как подлинники. Причем зачастую он продавал одну и ту же картину (естественно, разные копии) разным клиентам.

3. Отто Вакер


Сегодня работы Винсента ван Гога регулярно продаются на аукционах за миллионы долларов, а сам Ван Гог был признан одним из величайших художников мира. На самом деле, его картины были настолько ценными, что немец по имени Отто Вакер смог организовать крупную аферу с работами Ван Гога в 1927 году.

Когда Вакер заявил, что у него есть 33 работы ван Гога, дилеры выстроились в очередь. В течение следующих пяти лет ряд экспертов, кураторов и дилеров изучал эти картины, а осудили Вакера за подделку только в 1932 году. Так много времени на анализ ушло потому, что Вакер использовал новейшие разработки в области химии при создании подделок. 6 картин и вовсе были признаны подлинниками.

4. Пей-Шен Цянь


Пей-Шен Цянь прибыл в Америку в 1981 году. На протяжении большей части десятилетия он был малоизвестным художником, который продавал свои картины на Манхэттене. Его карьера начиналась довольно невинно: на своей родине, в Китае он писал портреты председателя Мао. Все изменилось в конце 1980-х годов, когда испанские арт-дилеры Хосе Карлос Бергантиньос Диас и его брат Иисус Ангел не подметили редкую детализацию картин Пей-Шен Цяня. После этого они начали заказывать у него копии известных картин, причем Хосе Карлос покупал на барахолках только старые холсты и старую краску, а также искусственно состаривал картины при помощи чайных пакетиков. В 1990-х годах схему раскрыли, братьев Бергантиньос Диас осудили, а Пей-Шен Цянь скрылся в Китае с миллионами долларов.

5. Джон Майатт


Как и многие другие фальсификаторы, Джон Майатт был талантливым художником, который никак не мог продать собственные картины. В 1980-е годы жена бросила Майатта, а он остался с двумя детьми. Чтобы содержать их, художник решил начать рисовать подделки. Причем, сделал он это очень оригинально - Майатт дал в газете объявление о создании "подлинных подделок живописи 19-20 веков за £ 250". Эти подделки были настолько хорошими, что привлекли внимание Джона Древе - арт-дилера, который стал партнером Майатта. В итоге Майатт продал в течение следующих семи лет более 200 картин, некоторые более чем за $ 150 000. Позже, экс-подруга Древе случайно проговорилась и Майатта осудили. После того, как Майатт вышел из тюрьмы, он начал новую карьеру в Скотленд-Ярде, где учит обнаруживать подделки.

6. Вольфганг Бельтракки

Вольфганг Бельтракки жил на вилле стоимостью 7 миллионов долларов во Фрайбурге (Германия, недалеко от Шварцвальда). В то время как дом строился, он жил с женой в пентхаусе роскошного отеля. Бельтракки мог позволить себе такой образ жизни, поскольку он был, по мнению экспертов, самым успешным фальсификатором искусства в истории. На протяжении большей части жизни Бельтракки был обычным хиппи, который путешествовал между Амстердамом и Марокко и перевозил наркотики.

Его возможности в копировании полотен известных мастеров проявились довольно рано: как-то он шокировал свою мать, нарисовав копию картины Пикассо за один день. Вольфганг был самоучкой, что особенно примечательно, учитывая его способность имитировать множество стилей. Он умело копировал старых мастеров, сюрреалистов, модернистов, да и художников любой школы. Самые престижные аукционные дома в мире, такие как Сотбис и Кристис, продавали его работы за суммы с шестью нулями. Одна из его картин, подделка Макса Эрнста, была продана за $ 7 млн в 2006 году. В обвинительном процессе были упомянуты только 14 его картин, за которые Вольфганг выручил ошеломляющие $ 22 млн.


В 2001 году Кеннет Уолтон, Скотт Бич, и Кеннет Феттерман создали 40 фальшивых счетов на eBay и работали вместе, чтобы взвинчивать цены на предметы искусства, которые они продавали с аукциона. Они сделали это с более чем 1100 лотами и заработали более $ 450 000. Погубила их жадность - мошенники продали поддельную картину Дибенкорна более чем за $ 100 000.

8. Испанский-фальсификатор живописи


В отличие от других мошенников в этом списке, испанский фальсификатор никогда не был пойман. О нем неизвестно ничего - ни личности, ни мотивов, ни даже его этнической принадлежности. Никто не знает, как долго он работал или сколько фальшивок он сделал. В 1930 году была впервые обнаружена работа испанского фальсификатора, когда граф Умберто Гноли предложил продать картину под названием "Обручение святой Урсулы" музею Метрополитен за £ 30 000. Полагая, что картина была создана в 1450 году маэстро Хорхе Инглесом, Гноли отдал ее на экспертизу. Поскольку Инглес был испанским художником, человека, который нарисовал подделку, назвали "испанским фальсификатором". К 1978 году Уильям Вокле, ассоциированный куратор в Библиотеке Моргана, собрал 150 фальшивок, приписываемых испанскому фальсификатору. Принято считать, что он сделал большую часть своей работы на рубеже 20-го века.

9. Поддельный портрет Мэри Тодд Линкольн


В течение многих лет знаковый портрет Мэри Тодд Линкольн висел в доме губернатора в городе Спрингфилд, штат Иллинойс. Якобы он был написан в 1864 году Фрэнсисом Карпентером в качестве подарка от Мэри Тодд ее мужу Аврааму Линкольну. Потомки Линкольна обнаружили эту картину в 1929 году, приобрели ее за несколько тысяч долларов, и передали в особняк губернатора в 1976 году. Она провисела там в течение 32 лет, пока не была отправлена на очистку. Именно тогда обнаружилось, что картина - подделка. В итоге установили, что портрет был нарисован аферистом Лью Блумом.


Медумские гуси - одна из самых знаковых картин в Египте, которую окрестили "египетской Джокондой". Обнаруженная в гробнице фараона Нефермаата, картина-фриз была якобы написана между 2610 и 2590 годами до нашей эры. "Медумские гуси" считались одним из величайших произведений искусства той эпохи благодаря своему высокому качеству и уровню детализации. К сожалению, в последнее время эксперты предполагают, что это может быть обманом.

Исследователь Франческо Тирадритти, который также является директором итальянской археологической миссии в Египте, после детального исследования артефакта сказал, что есть неопровержимые доказательства того, что картина является поддельной. Он считает, что "Гуси" были написаны в 1871 году Луиджи Вассалли (который первым якобы обнаружил этот фриз).

Можете ли вы отличить подделку от оригинала? Сотни разнообразных изображений и фотографий наводнили все социальные сети и не всегда легко разобраться, что на них правда, а что ложь.
Рейс 447 Air France

Поговаривали, что это фото с крушения самолёта компании Air France, летевшего рейсом 447. В действительности же, как оказалось, это кадр из всем известного телесериала «Остаться в живых».
Цунами в Индийском океане


Это одно из многочисленных фото, гулявших по сети, после случившегося в 2004 году цунами в Индийском океане. На самом же деле это город Антофагаста в Чили, и волны, взятые совершенно из другой фотографии.
Дети за компьютерами


Это фото появилось в интернете сразу после страшного потопа на Филиппинах в 2012 году. Подделку заметило довольно много людей, усмотрев, что дети и их отражения в воде не совпадают.
Турист на башне во время теракта 9\11


Это фотография, возможно, одна из самых известных мистификаций. Долгое время люди свято верили, что этот снимок с камеры, расположенной почти в самом эпицентре взрывов. Позже стало ясно, что это фотошоп.
Акула против вертолета


Для большинства людей наличие «руки» мастера фотошопа вполне очевидно, но многие долгое время не могли примириться с этим фактом.
Фея из Дербишира


Задуманная как первоапрельская шутка фотография бутафорской феи, сделанная Дэном Бэйнсом из Дербишира, наделала много шума. После того, как Бэйсона вынудилили сознаться в том, что фотография – подделка, нашлись эдакие защитники фей, осуждавшие его за то, что он открыл людям неромантичную «правду».
Чтение вверх тормашками


Как бы издевательски забавен ни был этот фотошоп, это всего лишь фотошоп.
Акулы в Кувейте


Нет и ещё раз нет, не было в Кувейте никаких акул. Это «слегка» подправленная фотография одной из станций метро в Торонто
Вид Земли, Меркурия и Венеры с Марса


Это фото сгенерировано одной из специальных астрономических компьютерных программ.
Радужная сова


Эту самую обычную, как выяснилось, сову уже окрестили самым редким видом. А водится это чудо природы, по легенде, только лишь в лесах Китая и Штатов.
Нефтяная платформа, торнадо и молния


Нефтяная платформа – чистой воды фотошоп, в то время как часть фото с торнадо и молнией вполне реальна. Эта часть фотографии была сделана Фредом Смитом 15 июня 1991 года во Флориде.
Ирландский островной замок


Эта фотография одна из тех, интерес к которым, то возрастает, то угасает время от времени. Вообще-то это фотография немецкого замка, совмещённая с фотографией скалистого острова в Таиланде.
Ножка малыша


Для того чтобы увидеть такие очертания ножки, малыш должен обладать по крайней мере силой Геракла.
Мистическое Дерево


По легенде, это одно из самых мистических деревьев на всей земле. А в действительности это искусственное Дерево жизни в диснеевском Королевстве животных во Флориде.
Заяц-фенек


Одна из первоапрельских шуточных фотографий преображённого котёнка.
Детёныш белого медведя


Как бы реально не выглядела это плюшевая игрушка медвежонка, это всего лишь плюшевая игрушка, купить которую можно в интернете.
Голубой арбуз


Многие утверждали, что на фото – кусочек редчайшего голубого арбуза из Японии. Возможно, мы вас разочаруем, но в природе нет голубых арбузов.
Джон Леннон играет на гитаре с Че Геварой


А вы бы поверили, что однажды Леннон сел и сыграл на гитаре со знаменитым революционером и марксистом (а также с модным принтом на футболках)? Ничего такого на самом деле никогда не было.
Этот снимок – обыкновенный фотошоп, с помощью которого на место головы гитариста Уэйна «Текс» Габриела «наложили» лицо Че Гевары.


Обнимающиеся Мерлин Монро и Джон Кеннеди


И это тоже подделка, созданная Элисоном Джексоном, известным своими фотографиями с использованием двойников знаменитостей.
На настоящей фотографии справа, сделанной 19 мая 1962 года Монро и Кеннеди посещают вечеринку, организованную для сбора средств демократической партии в Нью-Йорке. А снимков, где парочка обнимается или проявляет другие признаки влюблённости, на самом деле никогда не было.
Люди в окутанном смогом Пекине любуются на искусственный закат


Даже настоящее фото может врать из-за недостатка информации. Этот снимок из фотобанка Getty photo, который был распространён благодаря Daily Mail, изображает мрачную жизнь Пекина, где даже Солнце можно разглядеть только через цифровой экран монитора. Смог в Пекине поистине ужасен. Но фотография вводит всех в заблуждение.
В действительности на снимке представлен рекламный видеоролик китайского туризма для провинции Шаньдун, который крутился на гигантских экранах на площади Тяньаньмэнь. Солнце же появляется в ролике на несколько секунд и является частью рекламы. Эту рекламу прокручивают в Пекине круглогодично независимо от плотности смога.
Фото из советской психиатрической клиники 1952 года


Снимок слева не является каким-то паронормальным явлением, происходившим в психбольнице советских времён. Это танцевальное шоу Пины Бауш под названием «Синяя Борода». А скриншот справа – это ещё один снимок спектакля, сделанный в 1977 году.
Сериал «Американская история ужасов» позаимствовал этот причудливый образ для съёмок 3 сезона.
Фото Джона Кеннеди и его дочери Каролины


Сайт исторических фотографий недавно опубликовал снимок (слева), где Джон Кеннеди со своей дочерью Каролиной надели маски. При помощи фотошопа лицо президента и маску Каролины зачем-то поменяли местами.
Дети, которых пересылали по почте


Неужели люди способны наклеивать марки на своих детей и отправлять их посылкой в другой город? Всё было не совсем так.
На самом деле в начале 1910-х были случаи так называемых «почтовых рассылок» детей, но только с двумя важными оговорками. Во-первых, снимки не являются свидетельством того, что детей отправляли по почте – эти забавные фото создавались исключительно ради смеха. Во-вторых, «почтовая рассылка» детей совсем не то, что под этим многие подразумевают.
К примеру, 6-летняя Майя Пирстоф была «отправлена» 19 февраля 1914 года из Грейнджвилла, штат Айдахо к своей бабушке и дедушке за 73 километра. Однако она была на попечении у своего родственника, работающего в железнодорожной компании. По сути, было дешевле отправить девочку «посылкой» нежели купить ей билет.
В 2009 году Екатерина Штейнберг дала свои разъяснения на сей счёт: «Очевидно, что многие были поражены и даже испуганы этими фотографиями. Я встретилась с Нэнси Поуп, историком в Национальном музее почты. Она пояснила, что снимки на самом деле были постановочными. А доказательств того, что детей отправляли почтой, было очень мало. Известны лишь два случая, в которых детей отправляли как «груз» в вагоне поезда из-за дороговизны билетов».
Сирийский ребёнок, спящий возле могил своих родителей


Фото слева обошло весь мир под заголовком «Сирота из Сирии, спящий между могилами родителей».
Это душераздирающее фото стало частью арт-проекта фотохудожника из Саудовской Аравии. Автор снимка Абдул Азис аль-Отейби просто хотел показать безграничную любовь ребёнка к своим родителям. Данная фотография не имеет ничего общего с нынешним гуманитарным кризисом в Сирии.
Элле Фицджеральд отказали в концерте в ночном клубе «Мокамбо», потому что она была чёрной


В 1954 году американская джазовая певица Элла Фицджеральд столкнулась с проявлением расовой дискриминации в Западном Голливуде. Однако Мерлин Монро сообщила, что зарезервировала столик, чтобы посмотреть выступление певицы и вопрос был улажен.
Эта история отчасти достоверна: Монро действительно помогла Элле Фицджеральд попасть на концерт в 1954 году. Но цвет кожи здесь был совсем ни при чём (в клубе побывало немало чёрных исполнителей). Менеджер клуба «Мокамбо» Чарли Моррисон считал певицу «недостаточно гламурной». А Монро была фанаткой Фицджеральд и поспособствовала тому, чтобы менеджер изменил своё мнение.
Человек, который делал посмертные маски солдатов Первой мировой войны


Эти маски, висящие на стене, на самом деле предназначались для ветеранов Первой мировой войны, лица которых были обезображены в ходе сражений. Они придавали солдатам немного уверенности в себе. Френсис Дервент Вуд открыл клинику, в которой создавались специальные маски для вернувшихся с войны изувеченных солдат, которым не помогла пластика лица. Эффект от такой маски был аналогичен эффекту, создаваемому пластическими хирургами. «У человека появлялось чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах, он снова начинал гордиться своей внешностью»,- утверждал Вуд.
Вырезанная статуя Будды в монастыре Нгуен Кханг Таксанг


Снимок слева сделан в фотошопе одним художественным коллективом под названием Reality Cues в рамках проекта «Лаборатория граффити». А вот на фото справа изображён живописный район Улинъюань в китайской провинции Хунань.
Первый мобильный телефон, снятый в 1922 году


В старых архивах киностудии «Пате» был обнаружен кино сюжет, отснятый в 1922 году под названием «Беспроводной телефон Евы». Ролик был показан даже самыми уважаемыми СМИ и стал якобы доказательством существования в те времена первого мобильного телефона. На самом деле это было всего лишь переносное радио.
В начале 1920-х годов понятие «беспроводной телефон» относилось к радио технологиям. Тогда радио только набирало свои обороты и делало переход к коммерческому вещанию. На видео нет никаких свидетельств того, что по устройству можно куда-либо звонить. Женщины просто прогуливаются и слушают радио.
Фотография Бассейна Фей, сделанная на острове Скай в Шотландии


Так вышло, что эта фотография была сделана в Новой Зеландии у реки Куинстаун, а все деревья покрашены с помощью фотошопа в фиолетовый цвет. Тем не менее, даже исходная фотография поражает своей красотой.

История мировой литературы, зная о фальсификации многих ее памятников, старается о ней забыть. Едва ли найдется хотя бы один исследователь, который станет утверждать, что дошедшие до нас классики Греции и Рима не изуродованы переписчиками.

Эразм с горечью жаловался еще в XVI веке, что нет ни одного текста «отцов церкви» (т.е. первых четырех веков христианства), который можно было бы безоговорочно признать подлинным. Судьба памятников литературных, быть может, столь же незавидна. В самом конце XVII века ученый иезуит Ардуин доказывал, что античному миру принадлежат только Гомер, Геродот, Цицерон, Плиний, «Сатиры» Горация и «Георгика» Вергилия. Что же касается остальных произведений древности… все они созданы в XIII веке нашей эры.

Достаточно поставить этот вопрос об аутентичности рукописей классиков, чтобы признать полную невозможность установить, где кончается в прошлом «подлинный» классик и начинается фальсифицированный. В сущности, неизвестны подлинный Софокл и Тит Ливий… Самая тонкая и строгая критика текстов бессильна обнаружить позднейшие искажения классиков. Следы, которые привели бы к подлинным текстам, обрываются.

Стоит еще добавить, что историки крайне неохотно расстаются даже с сочинениями, апокрифичность которых доказана ими самими. Они числят их по разряду так называемой псевдоэпиграфической литературы (псевдо-Климент, псевдо-Юстус и т.п.) и не брезгуют ими пользоваться. Эта позиция абсолютно понятна и является лишь логическим развитием общего отношения к «античным» памятникам: их так мало, что даже сомнительные из них жалко исключать из оборота.

Не успел в 1465 году заработать в Италии первый типографский станок, как уже через несколько лет история литературы зарегистрировала подделку латинских авторов.

В 1519 году французский ученый де Булонь подделал две книги В. Флакка, а один из замечательных ученых-гуманистов Сигониус опубликовал в 1583 году неизвестные до него отрывки из Цицерона. Эта симуляция была сделана с таким мастерством, что обнаружилась только через два века, да и то случайно: было найдено письмо Сигониуса, в котором он сознавался в фальсификации.

В том же веке один из первых немецких гуманистов, познакомивших Германию с римскими классиками, Пролюциус написал седьмую книгу «Календарной мифологии» Овидия. Мистификация эта была отчасти вызвана ученым спором о том, на сколько книг делилось это сочинение Овидия; несмотря на указания от имени автора, что книг у него шесть, некоторые ученые Ренессанса, основываясь на композиционных особенностях, настаивали на том, что книг должно быть двенадцать.

В конце XVI века был мало освещен вопрос о распространении христианства в Испании. Для восполнения досадного пробела испанский монах Хигера после большой и сложной работы написал хронику от имени никогда не существовавшего римского историка Флавиуса Декстера.

В XVIII веке голландский ученый Хиркенс издал под именем Люция Вара, якобы трагического поэта эпохи Августа, трагедию. Совершенно случайно удалось установить, что венецианец Коррарио издал ее в XVI веке от своего имени, никого не пытаясь ввести в заблуждение.

Испанец Мархена в 1800 году развлекался сочинением на латинском языке рассуждений порнографического характера. Из них он сфабриковал целый рассказ и связал его с текстом XXII главы Петрониева «Сатирикона». Невозможно отличить, где кончается Петроний и начинается Мархена. Свой отрывок с Петрониевым текстом он и издал, указав в предисловии и воображаемое место находки.

Это не единственная подделка сатир Петрония. За столетие до Мархена французский офицер Нодо издал «полный» «Сатирикон», якобы «по рукописи тысячелетней давности, купленной им при осаде Белграда у одного грека», но никто не видел ни этой, ни более древних рукописей Петрония.

Также переиздавался Катулл, подделанный в XVIII веке венецианским поэтом Коррадино, который якобы нашел в Риме список Катулла.

Немецкий студент XIX века Вагенфельд якобы перевел с греческого на немецкий историю Финикии, написанную финикийским историком Санхониатоном и переведенную на греческий язык Филоном из Библоса. Находка произвела огромное впечатление, один из профессоров дал предисловие к книге, после чего она была издана, а когда у Вагенфельда потребовали греческую рукопись, он отказался ее представить.

В 1498 году в Риме было опубликовано Евсевием Зильбером от имени Бероза, «вавилонского жреца, жившего за 250 лет до Рождества Христова», но «писавшего по-гречески», сочинение на латинском языке «Пять книг древностей с комментариями Иоанна Анни». Книга выдержала несколько изданий, а потом оказалась подделкой доминиканского монаха Джиованни Нанни из Витерборо. Однако, несмотря на это, легенда о существовании Бероза не исчезла, и в 1825 году Рихтером в Лейпциге была выпущена книга «Дошедшие до нас халдейские истории Бероза», якобы скомпилированная из «упоминаний» о Берозе в работах других авторов. Удивительно, что, например, акад. Тураев нимало не сомневается в существовании Бероза и считает, что его сочинение «для нас в высокой степени ценно».

В двадцатые годы нашего века немец Шейнис продал в Лейпцигскую библиотеку несколько фрагментов из классических текстов. Среди других был листок из сочинений Плавта, написанный пурпурными чернилами, хранители кабинета рукописей Берлинской академии наук, совершенно уверенные в достоверности своей покупки, расхваливали ее: «Прекрасный почерк носит все черты, характерные для очень давнего периода. Видно, что это фрагмент роскошной книги; употребление пурпурных чернил свидетельствует о том, что книга находилась в библиотеке богатого римлянина, может быть, в императорской библиотеке. Мы уверены, что наш фрагмент является частью книги, созданной в самом Риме». Однако через два года последовало скандальное разоблачение всех рукописей, представленных Шейнисом.

Ученые эпохи Возрождения (и более позднего времени) не довольствовались «находками» рукописей уже известных до них писателей, они сообщали друг другу об «открытиях» ими и новых, неведомых до тех пор авторов, как сделал в XVI веке Мюрэа приславший Скалигеру собственные свои стихи под именем забытых латинских поэтов Аттия и Тробея. Даже историк Ж. Бальзак создал вымышленного латинского поэта. Он включил в издание латинских стихотворений, вышедшее в 1665 году, одно, восхвалявшее Нерона и якобы найденное им на полуистлевшем пергаменте и приписанное неизвестному современнику Нерона. Это стихотворение даже включалось в антологии латинских поэтов, пока не обнаружилась подделка.

В 1729 году Монтескье опубликовал во французском переводе греческую поэму в духе Сафо, сообщив в предисловии, что эти семь песен написаны неизвестным поэтом, жившим после Сафо, и найдены им в библиотеке одного греческого епископа. Позже Монтескье признался в мистификации.

В 1826 году итальянский поэт Леопарди подделал две греческие оды в стиле Анакреона, написанные якобы неведомыми до тех пор поэтами. Он же издал и вторую свою подделку - перевод латинского пересказа греческой хроники, посвященной истории отцов церкви и описанию горы Синая.

Знаменитой подделкой античных классиков является мистификация Пьера Луиса, выдумавшего поэтессу Билитис. Он печатал ее песни в «Меркюр де Франс», а в 1894 г. выпустил их отдельным изданием. В предисловии Луис изложил обстоятельства «находки» им песен неизвестной греческой поэтессы VI века до н.э. и сообщил, что некий д-р Хейм даже разыскал ее могилу. Два немецких ученых - Эрнст и Вилламовиц-Мюллендорф - тотчас же посвятили новооткрытой поэтессе статьи, и имя ее было внесено в «Словарь писателей» Лолье и Жиделя. В следующем издании «Песен» Луис поместил ее портрет, для которого скульптор Лоране скопировал одну из терракот Лувра. Успех был огромен. Еще в 1908 году не всем было известно о мистификации, так как в этом году он получил от одного афинского профессора письмо с просьбой указать, где хранятся оригиналы песен Билитис.

Обратим внимание, что почти все разоблаченные мистификации такого рода принадлежат новому времени. Это понятно, ибо поймать за руку гуманиста эпохи Возрождения, выдумавшего нового автора, практически невозможно. По всем данным следует поэтому ожидать, что хотя бы некоторые из «античных» авторов были выдуманы гуманистами.

Подделки нового времени

Ближе к новому времени изобретались не только античные авторы. Одной из самых знаменитых фальсификаций такого рода являются поэмы Оссиана, сочиненные Макферсоном (1736-1796), и поэмы Роулея Чаттертона, хотя эти подделки и были довольно быстро разоблачены, но их художественные достоинства обеспечивают им заметное место в истории литературы.

Известны подделки Лафонтена, писем Байрона, Шелли, Китса, романов В. Скотта, Ф. Купера и пьес Шекспира.

Особую группу среди подделок нового времени составляют сочинения (в основном письма и мемуары), приписываемые какой-нибудь знаменитости. Их известно несколько десятков (только самых знаменитых).

В XIX веке продолжались подделки «под старину», но уже, как правило, не связанные с античностью. Так, в конце XIX века сенсацию вызвала «найденная» иерусалимским торговцем Шапиро рукопись якобы I тысячелетия, повествующая о странствовании евреев по пустыне после исхода из Египта.

В 1817 году филолог Вацлав Ганка (1791 -1861) в церкви маленького города Кралев Двор на Эльбе якобы нашел пергамент, на котором старинными буквами были написаны эпические поэмы и лирические песни XIII-XIV вв. Впоследствии он «открыл» еще много других текстов, например старинный перевод Евангелия. В 1819 г. он стал хранителем литературных коллекций, а с 1823 г. - библиотекарем Национального Чешского музея в Праге. В библиотеке не осталось ни одной рукописи, к которой Ганка не приложил бы свою руку. Он изменял текст, вставлял слова, вклеивал листы, вычеркивал абзацы. Он придумал целую «школу» древних художников, имена которых вписал в попадавшие ему в руки подлинные старинные рукописи. Разоблачение этой невероятной по масштабу фальсификации сопровождалось оглушительным скандалом.

Знаменитый Винкельман, основатель современной археологии, стал жертвой мистификации со стороны художника Казановы (брата известного авантюриста), иллюстрировавшего его книгу «Античные памятники» (а ведь Винкельман был археолог - профессионал!).

Казанова снабдил Винкельмана тремя «древними» картинами, которые, по его уверению, были сняты прямо со стен в Помпеях. Две картины (с танцовщицами) были изготовлены самим Казановой, а картина, на которой был изображен Юпитер и Ганимед, - живописцем Рафаэлем Менгесом. Для убедительности Казакова сочинил совершенно невероятную романтическую историю о некоем офицере, который якобы тайком ночью выкрал эти картины из раскопок. Винкельман поверил не только в подлинность «реликвий», но и во все басни Казановы и в своей книге описал эти картины, отметив, что «любимец Юпитера, несомненно, принадлежит к числу самых ярких фигур, доставшихся нам от искусства античности…».

Фальсификация Казаковы имеет характер озорства, вызванного желанием подшутить над Винкельманом.

Аналогичный характер имеет известная мистификация Мериме, который задумал, увлекаясь славянами, поехать на Восток, чтобы описать их. Но для этого нужны были деньги. «И я задумал, - признается он сам, - сначала описать наше путешествие, продать книгу, а затем истратить гонорар на проверку того, насколько я прав в своем описании». И вот он выпускает в 1827 г. сборник песен под названием «Гусли» под видом переводов с балканских языков. Книга имела большой успех, в частности, Пушкин в 1835. г. сделал псевдообратный перевод книги на русский язык, оказавшись более легковерным, чем Гете, который сразу почувствовал мистификацию. Мериме предпослал второму изданию ироническое предисловие, упоминая тех, кого ему удалось провести. Пушкин потом писал: «Поэт Мицкевич, критик зоркий и тонкий знаток славянской поэзии, не усомнился в подлинности сих песен, а какой-то немец написал о них пространную диссертацию». В последнем Пушкин совершенно прав: наибольший успех эти баллады имели у специалистов, нимало не сомневавшихся в их аутентичности.

Другие фальсификации

Примеры подделок, мистификаций, апокрифов и т.п. и т.д. можно неограниченно умножать. Мы рассказали лишь о самых известных. Приведем еще несколько разрозненных примеров.

В истории развития каббалы хорошо известна книга «Зогар» («Сияние»), приписанная танаю Симону бен Иохая, жизнь которого окутана густым туманом легенды. М.С. Беленький пишет: «Однако установлено, что автором ее был мистик Моисей де Леон (1250-1305). О нем историк Грен сказал: «Можно лишь сомневаться, был ли он корыстным или набожным обманщиком…» Моисей де Леон написал несколько сочинений каббалистического характера, но они не принесли ни славы, ни денег. Тогда незадачливому сочинителю пришло в голову верное средство для широкого раскрытия сердец и кошельков. Он принялся за писательство под чужим, но пользовавшимся авторитетом именем. Ловкий фальсификатор выдал свой «Зогар» за сочинение Симона бен Иохая… Подделка Моисея де Леона имела успех и произвела сильное впечатление на верующих. Защитниками мистики книга «Зогар» веками обожествлялась как небесное откровение».

Одним из известнейших гебраистов нового времени является Л. Гольдшмидт, более двадцати лет положивший на критическое издание первого полного перевода на немецкий язык Вавилонского талмуда. В 1896 г. (когда ему было 25 лет) Гольдшмидт издал якобы новонайденное талмудическое сочинение на арамейском языке «Книга миротворения». Однако почти немедленно было доказано, что эта книга является переводом самого Гольдшмидта эфиопского сочинения «Гексамерон» псевдо-Епифания.

Вольтер нашел в Парижской Национальной библиотеке рукопись, комментирующую Веды. Он не сомневался, что манускрипт был написан браминами до похода в Индию Александра Македонского. Авторитет Вольтера помог издать в 1778 году французский перевод этого сочинения. Однако вскоре выяснилось, что Вольтер пал жертвой мистификации.

В Индии в библиотеке миссионеров были найдены поддельные комментарии такого же религиозно-политического характера к другим частям Вед, также приписанные браминам. Аналогичной подделкой был введен в заблуждение английский санскритолог Джойс, переведший открытые им стихи из Пураны, излагающие историю Ноя и написанные каким-то индусом в виде старинного санскритского манускрипта.

Большую сенсацию вызвала в свое время находка итальянского антиквария Курцио. В 1637 году он опубликовал «Фрагменты этрусской древности», будто бы по манускриптам, найденным им закопанными в землю. Подделка была быстро разоблачена: Курцио сам закопал написанный им пергамент для придания тому старинного вида.

В 1762 году капеллан Мальтийского ордена Велла, сопровождая в Палермо арабского посла, решил «помочь» историкам Сицилии найти материалы для освещения ее арабского периода. После отъезда посла Велла распустил слух, что этот дипломат передал ему древнюю арабскую рукопись, содержащую переписку между властями Аравии и арабскими губернаторами Сицилии. В 1789 г. вышел итальянский «перевод» этой рукописи.

Три Индии . В 1165 году в Европе появилось Письмо Пресвитера Иоанна императору Эммануилу Комнину (по Гумилеву это случилось в 1145 году). Письмо было написано якобы по-арабски, а затем переведено на латинский. Письмо произвело такое впечатление, что папа Александр III в 1177 году отправил к пресвитеру своего посланника, который так и затерялся где-то на просторах востока. В письме описывалось царство христиан-несториан где-то в Индии, его чудеса и несметные богатства. Во время второго крестового похода на военную помощь этого царства христиан возлагались серьезные надежды; никто и не думал сомневаться в существовании такого могущественного союзника.
Вскоре письмо забыли, несколько раз к поискам волшебного царства снова возвращались (В 15 веке его искали в Эфиопии, затем – в Китае). Так что только в 19 веке ученым пришло в голову заняться этой фальшивкой.
Впрочем, чтобы понять, что это фальшивка – не обязательно быть специалистом. Письмо полно подробностей, свойственных европейской средневековой фантастике. Вот список животных, обитающих в Трех Индиях: «
«Слоны, дромадеры, верблюды, Meta collinarum (?), Cametennus (?), Tinserete (?), пантеры, лесные ослы, белые и красные львы, белые медведи, белые мерланы(?), цикады, орлиные грифоны,… рогатые люди, одноглазые, люди с глазами спереди и сзади, кентавры, фавны, сатиры, пигмеи, гиганты, циклопы, птица феникс и почти все обитающие на земле породы животных…»
(цит. по Гумилеву, «В поисках вымышленного царства)

Современный контент-анализ показал, что письмо было составлено во второй четверти 12 века в Лангедоке или Северной Италии.

Протоколы сионских мудрецов . «Протоколы сионских мудрецов» - появившийся в начале XX века в России и получивший широкое распространение в мире сборник текстов, представлявшийся публикаторами как документы всемирного еврейского заговора. Некоторые из них утверждали, что это протоколы докладов участников Сионистского конгресса, состоявшегося в Базеле, Швейцария в 1897 г. В текстах излагаются планы завоевания евреями мирового господства, проникновения в структуры управления государствами, взятия неевреев под контроль, искоренения прочих религий. Хотя давно уже доказано, что «Протоколы» являются антисемитской мистификаций, до сих пор есть немало сторонников их достоверности. Особенно эта точка зрения распространена в исламском мире. В некоторых странах изучение «Протоколов» даже включено в школьную программу.

Документ, расколовший церковь.

На протяжении 600 лет главы римской церкви использовали Дарственную Константина (Constitutum Сопstantini), чтобы поддержать свой авторитет в качестве управителей христианского мира.

Константин Великий был первым римским императором (306-337), принявшим христианство. Утверждали, что он подарил половину своей империи в 315 году н. э. в благодарность за обретение новой веры и чудесное исцеление от проказы. Дарственная — документ, в котором был засвидетельствован факт дарения, — давал римской епархии духовную власть над всеми церквями и временную власть над Римом, всей Италией и Западом. Те, кто попытается воспрепятствовать этому, записано в Дарственной, «будут гореть в аду и погибнут с дьяволом и всеми нечестивцами».

Дарственная, длиною в 3000 слов, впервые появилась в IX веке и стала мощным оружием в споре между восточной и западной церквями. Кульминацией спора явился раскол церкви в 1054 году на Восточную православную церковь и Римскую церковь.

Десять пап цитировали документ, и его подлинность не вызывала сомнений вплоть до XV века, когда Никола из Кузы (1401-1464), величайший богослов своего времени, указал на то, что епископ Эвсебийский, современник и биограф Константина, даже не упоминает об этом даре.

Теперь документ практически всеми признан подделкой, по всей вероятности, сфабрикованной Римом около 760 года. Причем фальсификация не была достаточно хорошо продумана. Например, документ передает римской епархии власть над Константинополем — городом, который как таковой еще не существовал!

Неудивительно, что французский философ Вольтер называл его «самой бесстыдной и поразительной фальсификацией, которая довлела над миром на протяжении многих веков».

Мистификатор и шутник Лео Таксиль


В 1895 г. особенно много шума вызвало сочинение Таксиля «Тайны геенны, или Мисс Диана Воган*, ее разоблачения масонства, культа и явлений дьявола». Таксиль под вымышленной фамилией Германуса сообщал, что Диана Воган, дочь верховного дьявола Битру, десяти лет была обручена с командиром 14 бесовских полков сладострастным Асмодеем, совершила с ним свадебное путешествие на Марс. Вскоре доктор Хакс продемонстрировал Диану Воган перед большой клерикальной аудиторией.

Раскаявшаяся в «заблуждении» и вернувшаяся в лоно католической церкви, «жена дьявола» Воган вела переписку с крупными церковными деятелями, получала письма от кардинала Парочи, который передал ей благословение папы.

25 сентября 1896 г. в итальянском городе Триенте по инициативе Таксиля состоялся международный конгресс антимасонского союза, созданного Львом XIII. На конгрессе было 36 епископов, 61 журналист. Портрет Таксиля висел на трибуне среди изображений святых. Диана Воган выступала на конгрессе как живое доказательство масонского люцифернианства.

Однако в печати уже появились статьи, высмеивающие «жену дьявола». В июле 1896 г. Марджиотти порвал отношения со своими товарищами, угрожая разоблачениями.

Через несколько месяцев в немецких и французских газетах появилась статья Хакса, оказавшегося автором антирелигиозного сочинения «Жест», в которой сообщалось, что «все разоблачения франкмасонства были чистым шантажом». «Когда появилось папское послание, направленное против масонов как союзников дьявола, - писал Хакс, - я решил, что оно поможет выколачивать деньги из легковерных. Я посоветовался с Лео Таксилем и несколькими друзьями и мы вместе задумали „Дьявола XIX века».

«Когда я выдумывал невероятные истории, например, о дьяволе, который утром превращался в молодую даму, мечтавшую выйти замуж за масона, а вечером оборачивался крокодилом, игравшим на рояле, мои, смеявшиеся до слез, сотрудники говорили: „Вы заходите слишком далеко! Вы провалите всю шутку!». Я отвечал им: „Это сойдет!». И в самом деле сходило». Хакс закончил статью заявлением, что он прекращает теперь все мифотворчество о сатане и масонах, а на деньги, вырученные от распространения антимасонских басен, открывает в Париже ресторан, где будет кормить колбасой и сосисками также обильно, как он кормил легковерную публику своими сказками».

Через несколько дней выступил в печати Марджиотти, который объявил, что вся его книга «Культ сатаны» является частью мистификации, задуманной Таксилем. 14 апреля 1897 г. в огромном зале «Парижского географического общества» Таксиль рассказал о том, что его антимасонские сочинения являются величайшей мистификацией новейшего времени, ставившей целью высмеять доверчивое духовенство. «Жена дьявола» Диана Воган оказалась секретарем Таксиля.

Скандал получился огромный. Папа Лев XIII предал Таксиля анафеме. В том же 1897 г. Таксиль опубликовал сатиру на Ветхий завет - «Забавную библию» (русский перевод: М., 1962), а вскоре ее продолжение - «Забавное евангелие» (русский перевод: М., 1963).

Причины фальсификаций

Причины фальсификаций столь же многообразны, как сама жизнь.

Мало что документально известно о побуждениях к фальсификацированию в средние века. Поэтому мы вынуждены анализировать этот вопрос на материалах нового времени. Однако нет причин, почему полученные на этом материале общие выводы не применимы ко временам более отдаленным.

1. Обширный класс подделок составляют чисто литературные мистификации и стилизации. Как правило, если мистификация имела успех, ее авторы быстро и с гордостью раскрывали свой обман (ярким примером является мистификация Мериме, а также мистификация Луиса).

К этому же классу принадлежат, по-видимому, фальсифицированные Сигониусом отрывки из Цицерона.

Если такая мистификация сделана умело, а автор в ней почему-то не сознался, раскрыть ее очень трудно.

Страшно подумать, сколько таких мистификаций было сделано в эпоху Возрождения (на пари, ради шутки, чтобы испытать свои способности и т.п.), которые впоследствии были приняты всерьез. Однако можно думать, что такого рода «древние» сочинения относились лишь к «малоформатным» жанрам (стихотворения, отрывки, письма и т.п.).

2. Близко к ним лежат фальсификации, в которых молодой автор пытается утвердить свое «Я» или проверить свои силы в жанре, гарантировавшем ему защиту в случае неудачи. К этому классу явно принадлежат, скажем, подделки Макферсона и Чаттертона (в последнем случае проявилась редкая патология полного отождествления себя с обожаемыми старинными авторами). В ответ на невнимание театра к его пьесам Колонн ответил подделкой Мольера и т.д.

Заметим, что, как правило, наиболее известные фальсификаторы этого типа в дальнейшем ничем особым не выделялись. Айрланд, подделавший Шекспира, стал посредственным литератором.

3. Еще более злостными являются фальсификации, сделанные молодым филологом с целью быстро прославиться (пример - Вагенфельд). Более зрелые мужи науки фальсифицировали с целью доказать то или иное положение (Пролюциус) или заполнить лакуны в наших знаниях (Хигера).

4. К «заполняющим» фальсификациям относятся также биографии фантастических личностей вроде «святой Вероники» и т.п.

5. Многие фальсификаторы были движимы (в комбинации с другими мотивами) соображениями политического или идеологического порядка (Ганка).

6. Частным случаем последних фальсификаций надо считать монашеские фальсификации «отцов церкви», декретов пап и т.п.

7. Очень часто книга апокрифировалась в древность из-за ее обличительного, антиклерикального или вольнодумного характера, когда издание ее под собственным именем было чревато тяжелыми последствиями.

8. Наконец, последним по счету, но не по важности является фактор элементарной наживы. Примеров так много, что их можно и не приводить.

Разоблачение фальсификаций

Если фальсификация сделана умело, то ее разоблачение представляет колоссальные трудности и, как правило (если сам фальсификатор не сознается), происходит чисто случайно (пример - Сигониус). Поскольку история склонна забывать о своих фальсификациях, с удалением по времени разоблачение фальсификации делается все более трудным делом (пример - Тацит). Поэтому нет сомнения, что очень много фальсификаций (особенно гуманистических) до сих пор остаются неразоблаченными.

В этой связи особенный интерес представляет информация об обстоятельствах находок тех или иных рукописей. Как мы видели на примере Тацита и увидим позже на примере многих других сочинений, «открытых» в эпоху Возрождения, информация эта очень скудна и противоречива. В ней нет почти никаких имен, а сообщается лишь о «безымянных монахах», принесших «откуда-то с севера» бесценные рукописи, пролежавшие «в забвении» многие столетия. Поэтому судить на ее основании об аутентичности рукописей невозможно. Напротив, сама противоречивость этой информации наводит (как в случае Тацита) на серьезные сомнения.

Весьма странно, что информации об обстоятельствах находок рукописей, как правило, нет даже в XIX веке! Либо о них сообщают непроверяемые данные: «купил на восточном базаре», «нашел в подвале монастыря тайком (!) от монахов», либо вообще молчат. Мы еще не раз к этому вернемся, а пока лишь процитируем известного ученого проф. Зелинского:

«Истекший 1891 год надолго останется памятным в истории классической филологии; он принес нам, не говоря о мелких новинках, два крупных и драгоценных дара - книгу Аристотеля о государстве афинском и бытовые сценки Герода. Какой счастливой случайности обязаны мы этими двумя находками - об этом соблюдается теми, кому знать надлежит, упорное и значительное молчание: лишь самый факт случайности остается несомненным, а с установлением этого факта устраняется всякая надобность задавать себе вопрос…».

А, ей-ей, не мешало бы спросить «тех, кому знать надлежит», откуда они взяли эти рукописи. Ведь, как показывают примеры, ни высокие академические звания, ни общепризнанная честность в обыденной жизни еще не гарантируют от подделок. Впрочем, как отмечал еще Энгельс, нет людей более доверчивых, чем ученые.

Стоит отметить, что приведённое выше — это лишь весьма краткий экскурс в историю подделок (к тому же только литературных, а ведь есть ещё эпиграфические, археологические, антрологические и многие, многие другие — нескольким из них будут посвящены дальнейшие посты), в котором представлены лишь некоторые из них. В действительности же их гораздо больше , и это только известных. А сколько подделок до сих пор не раскрыты — неведомо никому. Одно можно сказать наверняка - много, очень много .

Как правило, на фальсифицирование картин решаются очень талантливые, но неудачливые художники, чье самостоятельное творчество по каким-то причинам никому не интересно.

Другое дело - вечно живые классики изобразительного искусства, чьи знаменитые имена придают ценность даже самым незначительным вещам. Как же можно упустить такую возможность и не заработать денег на тиражировании их безграничного таланта?

Подобным образом рассуждали и герои этой статьи, прославившиеся как удивительные арт-фальсификаторы XX–XXI веков.

Хан ван Мегерен

В начале двадцатого века этот голландский живописец сделал целое состояние на искусной имитации картин Питера де Хоха и Яна Вермеера. В пересчете на нынешний курс ван Мегерен заработал на подделках около тридцати миллионов долларов. Самой известной и прибыльной его картиной считается «Христос в Эммаусе», созданной после ряда довольно успешных полотен в стиле Вермеера.


Однако более интересная история у «Христоса и судей» – другой «вермеерской» картины, покупателем которой стал сам Герман Геринг. Однако этот факт оказался для ван Мегерена символом признания и краха одновременно. Американские военные, изучавшие имущество рейхсмаршала после его гибели, быстро установили личность продавца столь ценного полотна. Власти Голландии обвинили художника в коллаборационизме и продаже культурного достояния нации.


Впрочем, ван Мегерен сразу же признался в изготовлении подделок, за что и получил всего один год тюрьмы. К сожалению, один из самых известных фальсификаторов двадцатого столетия умер от сердечного приступа через месяц после оглашения приговора.

Эльмир де Хори

Этот венгерский художник является одним из наиболее успешных мастеров арт-фальсификации в истории. После окончания Второй Мировой войны и до конца 1960-х годов де Хори сумел реализовать тысячи поддельных картин, выдавая их за оригинальные произведения Пабло Пикассо, Поля Гогена, Анри Матисса, Амедео Модильяни и Пьера Ренуара. Иной раз де Хори подделывал не только картины, но и каталоги, иллюстрируя их фотографиями своих фальшивок.


Тем не менее, спустя двадцать лет после начала карьеры де Хори был вынужден прекратить изготовление подделок. Мошенническая суть его деятельности была раскрыта при участии американского нефтяного магната Алгура Мэдоуза, который подал судебный иск против де Хори и его представителя Фернана Легро. В итоге де Хори переключился на создание собственных картин, которые стали весьма востребованными после его смерти в 1976 году.


Интересно, что некоторые якобы самостоятельные работы де Хори, продававшиеся на аукционах за солидные деньги, также вызывали у экспертов подозрения в своем истинном происхождении.

Том Китинг

Английский художник-самоучка и реставратор Томас Патрик Китинг годами сбывал арт-дилерам и богатым коллекционерам превосходные копии Питера Брейгеля, Жана-Батиста Шардена, Томаса Гейнсборо, Питера Рубенса и других известнейших мастеров кисти. За время своей работы Китинг изготовил свыше двух тысяч подделок, распространившихся по множеству галерей и музеев.


Китинг был сторонником социализма, поэтому считал систему современного искусства «гнилой и порочной». Протестуя против американской авангардной моды, алчных торговцев и продажных критиков, Китинг намерено допускал мелкие недоработки и анахронизмы, а также обязательно делал надпись «fake» прежде, чем наносить краску на холст.


В конце 1970-х Китинг дал интервью журналу The Times, раскрыв всю правду о своем ремесле. Замаячивший тюремный срок удалось избежать лишь по состоянию здоровья и чистосердечному признанию художника. Впоследствии Том Китинг написал книгу и даже участвовал в съемках телепрограмм об искусстве.

Вольфганг Бельтракки

Одним из самых оригинальных арт-фальсификаторов является немецкий художник Вольфганг Бельтракки. Основным источником вдохновения для него являлись такие авангардисты и экспрессионисты, как Макс Эрнст, Андре Лот, Кес ван Донген, Генрих Кампендонк и другие. При этом Вольфганг писал не только тривиальные копии, но и создавал новые шедевры в стиле вышеупомянутых авторов, которые позже выставлялись на ведущих аукционах.


Самая успешная подделка Бельтракки - «Лес» Макса Эрнста. Качество работы произвело огромное впечатление не только на экс-главу Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, где творчество Эрнста является магистральной специализацией, но и на вдову знаменитого художника. В итоге картина была продана почти за два с половиной миллиона долларов, а чуть позже перекуплена уже за семь миллионов для коллекции известного французского издателя Даниэля Филипаччи.


За свою карьеру Бельтракки подделал, по разным подсчетам, от пятидесяти до трехсот картин, в продаже которых ему помогали жена Елена и ее сестра Жаннетт. В 2011 году все вместе они и пошли под суд: Бельтракки получил шесть лет тюремного заключения, его супруга - четыре года, ее сестра - всего полтора года.

Пэй-Шен Цянь

Китайский художник Пэй-Шен Цянь начинал свою карьеру на родине с портретов солнцеликого Мао Цзэдуна. После иммиграции в США в начале 1980-х годов Цянь в основном торговал своим творчеством на улицах Манхэттена. Однако спустя несколько лет Пэй-Шен познакомился с предприимчивыми торговцами живописью, что изменило его жизнь навсегда.


Два ушлых испанца, Хосе Карлос Бергантинос Диас и Иисус Энжэл, убедили своего китайского товарища заняться созданием «ранее неизвестных» картин абстракциониста и автора самой дорогой картины в истории Джексона Поллока, Марка Ротко и Барнетта Ньюмана. Применяя различные методы искусственного состаривания, Цянь ловко изготовил несколько десятков поддельных полотен культовых американских художников, которые были успешно проданы испанскими арт-дилерами.


Спустя много лет обман был раскрыт Федеральным бюро расследований. По сведениям компетентных источников, Цянь и его сообщники, пользуясь услугами подставных фирм, заработали на копиях картин около восьмидесяти миллионов долларов.

Как отличить подделку от шедевра?

Самое интересное, что главному действующему лицу этой аферы все же удалось избежать наказания! В то время как Диас и Энжэл готовились к тюремных срокам, Цянь вместе с тридцатью миллионами долларов благополучно растворился на просторах родного Китая, откуда, как известно, своих граждан в лапы чужого правосудия не отдают.

На данный момент Пэй-Шен Цяню далеко за 70, и он продолжает заниматься любимым делом.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Игра петушиные бои правила Игра петушиные бои правила Мод для майнкрафт 1.7 10 смотреть рецепты. Рецепты крафтинга предметов в Minecraft. Оружие в Minecraft Мод для майнкрафт 1.7 10 смотреть рецепты. Рецепты крафтинга предметов в Minecraft. Оружие в Minecraft Шиллинг и стерлинг - происхождение слов Шиллинг и стерлинг - происхождение слов