Зощенко рассказы читать калоша. Михаил Зощенко — Калоши и мороженое: Сказка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

А втор рассказа «Галоши и мороженое» — популярный русский новеллист и сатирик Михаил Зощенко. Родился он в Полтаве в 1895 году. Все его произведения написаны от лица обычного человека, хотя самого автора можно отнести к интеллигенции. Рассказы Зощенко написаны живым обыденным языком и потому при переводе на другие языки теряют свою самобытность. Автор писал свои рассказы для взрослых и детей. Если в произведениях, ориентированных на маленьких читателей, в шуточной форме изображались недостатки героев и помогали малышам учиться на чужих ошибках, то рассказы для взрослых читателей довольно резко высмеивали советский режим.

В рассказе «Галоши и мороженое» главными героями выступают Минька и Лёля. Про этих героев у автора можно найти целый цикл рассказов, собранных в одноименную книгу. Книга эта была написана в 1930-х годах и имеет автобиографическую основу, ведь Зощенко писал о своём детстве, немного приукрасив его. Рассказы цикла «Лёля и Минька» очень трогательны и по детскому наивны. В них очень верно и красочно описывается детство двух не очень послушных ребят.

Брат Минька и сестра Лёлька сильно любили мороженое и мечтали съесть его очень много. Однажды ребятам повезло. Они нашли на улице старую порванную галошу. Немного подумав, ребята решили продать свою находку старьёвщику. Вырученных денег – аж целых 2 копейки! – хватило детворе на два вкуснейших шарика земляничного мороженого. Ребятам очень понравилось лакомство, но показалось мало. И тогда хитрая Лёля подала новую идею. Она предложила стащить у гостей еще галоши. Хулиганы отправились в коридор и приглядели для себя одну женскую галошу и одну мужскую. Галоши, конечно, были проданы тому же старьёвщику, а на нечестно заработанные деньги ребята накупили еще мороженого и вдоволь наелись им.

В это время дома уже обнаружили пропажу галош. Ребята, вернувшись домой, соврали родителям, что пропажу не видели и не брали. Но маленькие хулиганы выдали себя тем, что из ручек у них выпало несколько монет.

Папа очень рассердился на детей. Маленькие проказники получили очень строгое, но справедливое наказание. На целый год родители оставили ребят без их любимого мороженого, а все игрушки детей пришлось продать тому самому старьёвщику, чтобы выкупить пропавшие галоши.

Для Лёли и Миньки этот поступок стал уроком на всю жизнь.

Читая рассказ, в памяти всплывают подходящие к нему пословицы. Одна из них – «Чего мало, то и в диковинку». Пословица очень хорошо описывает ситуацию ребят. Детвора нечасто ела мороженое, и для них это было очень редким и очень желанным угощением. Поэтому, однажды получив мороженое таким хитрым способом, ребята не захотели останавливаться и продолжили свои поиски дальше, чтобы получить возможность насладиться любимым лакомством.

Также, очень подходит пословица «Аппетит приходит во время еды». Как уже было отмечено, ребята не захотели останавливаться на достигнутом, и приняли решение искать галоши, чтобы полакомиться мороженым ещё. Пословица говорит о том, что желание что-либо делать начинается тогда, когда уже положено начало своим действиям. Ребята были заинтересованы в том, чтобы продолжить свою деятельность. В то же время, пословица является своего рода предупреждением, чтобы при любом деле человек не увлекался слишком, ведь это может плохо закончиться. Так произошло и с ребятами. Их обман был открыт, и дети были наказаны за свой проступок.

Очень поучительной для рассказа является пословица «Жадность – всякому горю начало». Читая рассказ, мы видим, как дети захотели полакомиться мороженым на столько, что забыли о своём воспитании и уроках строгого отца. Из-за этого они совершили плохой поступок, который очень быстро разоблачили и дети получили заслуженное наказание.

Ещё одна пословица, которая вспоминается при прочтении рассказа — «Вранью короткий век». Мы очень хорошо прослеживаем её суть, когда ребята сначала обманывают родителей и гостей, что пропавших галош не видели. И буквально сразу же их выдают выпавшие из рук монетки. Прошло совсем немного времени с того момента, как ребята солгали до того, как их разоблачили. Конечно, в рассказе это всё произошло быстро, но и в жизни не стоит надеяться на то, что ложь останется нераскрытой.

Список пословиц, которые подходят к рассказу «Галоши и мороженое» можно продолжать бесконечно долго. Здесь уместны пословицы и про ложь, и про жадность. Таким образом, мы видим, что детские рассказы Михаила Зощенко не просто забавные и интересные истории, которые автор брал из своего детства, но ещё и поучительные.

Юные читатели могут с лёгкостью сделать выводы о том, как поступать нехорошо, что ложь и жадность – это очень плохие черты для настоящего человека. Рассказ помогает воспитать в ребятах честность и учит не повторять ошибок Лёли и Миньки в своей жизни.

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к рассказу «Галоши и мороженое» и его краткое содержание.

Когда я был маленький, я очень любил мороженое.

Конечно, я его и сейчас люблю. Но тогда это было что-то особенное - так я любил мороженое.

И когда, например, ехал по улице мороженщик со своей тележкой, у меня прямо начиналось головокружение: до того мне хотелось покушать то, что продавал мороженщик.

И моя сестрёнка Леля тоже исключительно любила мороженое.

И мы с ней мечтали, что вот, когда вырастем большие, будем кушать мороженое не менее как три, а то и четыре раза в день.

Но в то время мы очень редко ели мороженое. Наша мама не позволяла нам его есть. Она боялась, что мы простудимся и захвораем. И по этой причине она не давала нам на мороженое денег.

И вот однажды летом мы с Лелей гуляли в нашем саду. И Леля нашла в кустах калошу. Обыкновенную резиновую калошу. Причём очень ношенную и рваную. Наверное, кто-нибудь бросил её, поскольку она разорвалась.

Вот Леля нашла эту калошу и для потехи надела её на палку. И ходит по саду, машет этой палкой над головой.

Вдруг по улице идёт тряпичник. Кричит: «Покупаю бутылки, банки, тряпки!».

Увидев, что Леля держит на палке калошу, тряпичник сказал Леле:

Эй, девочка, продаёшь калошу?

Леля подумала, что это такая игра, и ответила тряпичнику:

Да, продаю. Сто рублей стоит эта калоша.

Тряпичник засмеялся и говорит:

Нет, сто рублей - это чересчур дорого за эту калошу. А вот если хочешь, девочка, я тебе дам за неё две копейки, и мы с тобой расстанемся друзьями.

И с этими словами тряпичник вытащил из кармана кошелёк, дал Леле две копейки, сунул нашу рваную калошу в свой мешок и ушёл.

Мы с Лелей поняли, что это не игра, а на самом деле. И очень удивились.

Тряпичник уже давно ушёл, а мы стоим и глядим на нашу монету.

Вдруг по улице идёт мороженщик и кричит:

Земляничное мороженое!

Мы с Лелей подбежали к мороженщику, купили у него два шарика по копейке, моментально их съели и стали жалеть, что так задёшево продали калошу.

На другой день Леля мне говорит:

Минька, сегодня я решила продать тряпичнику ещё одну какую-нибудь калошу.

Я обрадовался и говорю:

Леля, разве ты опять нашла в кустах калошу?

Леля говорит:

В кустах больше ничего нет. Но у нас в прихожей стоит, наверно, я так думаю, не меньше пятнадцати калош. Если мы одну продадим, то нам от этого худо не будет.

И с этими словами Леля побежала на дачу и вскоре появилась в саду с одной довольно хорошей и почти новенькой калошей.

Леля сказала:

Если тряпичник купил у нас за две копейки такую рвань, какую мы ему продали в прошлый раз, то за эту почти что новенькую калошу он, наверное, даст не менее рубля. Воображаю, сколько мороженого можно будет купить на эти деньги.

Мы целый час ждали появления тряпичника, и когда мы наконец его увидели, Леля мне сказала:

Минька, на этот раз ты продавай калошу. Ты мужчина, и ты с тряпичником разговаривай. А то он мне опять две копейки даст. А это нам с тобой чересчур мало.

Я надел на палку калошу и стал махать палкой над головой.

Тряпичник подошёл к саду и спросил:

Что, опять продаётся калоша?

Я прошептал чуть слышно:

Продаётся.

Тряпичник, осмотрев калошу, сказал:

Какая жалость, дети, что вы мне всё по одной калошине продаёте. За эту одну калошу я вам дам пятачок. А если бы вы продали мне сразу две калоши, то получили бы двадцать, а то и тридцать копеек. Поскольку две калоши сразу более нужны людям. И от этого они подскакивают в цене.

Леля мне сказала:

Минька, побеги на дачу и принеси из прихожей ещё одну калошу.

Я побежал домой и вскоре принёс какую-то калошу очень больших размеров.

Тряпичник поставил на траву эти две калоши рядом и, грустно вздохнув, сказал:

Нет, дети, вы меня окончательно расстраиваете своей торговлей. Одна калоша дамская, другая - с мужской ноги, рассудите сами: на что мне такие калоши? Я вам хотел за одну калошу дать пятачок, но, сложив вместе две калоши, вижу, что этого не будет, поскольку дело ухудшилось от сложения. Получите за две калоши четыре копейки, и мы расстанемся друзьями.

Леля хотела побежать домой, чтоб принести ещё что-нибудь из калош, но в этот момент раздался мамин голос. Это мама нас звала домой, так как с нами хотели попрощаться мамины гости. Тряпичник, видя нашу растерянность, сказал:

Итак, друзья, за эти две калоши вы могли бы получить четыре копейки, но вместо этого получите три копейки, поскольку одну копейку я вычитаю за то, что понапрасну трачу время на пустой разговор с детьми.

Тряпичник дал Леле три монетки по копейке и, спрятав калоши в мешок, ушёл.

Мы с Лелей моментально побежали домой и стали прощаться с мамиными гостями: с тётей Олей и дядей Колей, которые уже одевались в прихожей.

Вдруг тётя Оля сказала:

Что за странность! Одна моя калоша тут, под вешалкой, а второй почему-то нету.

Мы с Лелей побледнели. И стояли не двигаясь.

Тётя Оля сказала:

Я великолепно помню, что пришла в двух калошах. А тут сейчас только одна, а где вторая, неизвестно.

Дядя Коля, который тоже искал свои калоши, сказал:

Что за чепуха в решете! Я тоже отлично помню, что пришёл в двух калошах, тем не менее второй моей калоши тоже нету.

Услышав эти слова, Леля от волнения разжала кулак, в котором у неё находились деньги, и три монетки по копейке со звоном упали на пол.

Папа, который тоже провожал гостей, спросил:

Леля, откуда у тебя эти деньги?

Леля начала что-то врать, но папа сказал:

Что может быть хуже вранья!

Тогда Леля заплакала. И я тоже заплакал. И мы сказали:

Продали тряпичнику две калоши, чтобы купить мороженое.

Папа сказал:

Хуже вранья - это то, что вы сделали.

Услышав, что калоши проданы тряпичнику, тётя Оля побледнела и зашаталась. И дядя Коля тоже зашатался и схватился рукой за сердце. Но папа им сказал:

Не волнуйтесь, тётя Оля и дядя Коля, я знаю, как нам надо поступить, чтобы вы не остались без калош. Я возьму все Лелины и Минькины игрушки, продам их тряпичнику, и на вырученные деньги мы приобретём вам новые калоши.

Мы с Лелей заревели, услышав этот приговор. Но папа сказал:

Это ещё не всё. В течение двух лет я запрещаю Леле и Миньке кушать мороженое. А спустя два года они могут его кушать, но всякий раз, кушая мороженое, пусть они вспоминают эту печальную историю.

В тот же день папа собрал все наши игрушки, позвал тряпичника и продал ему всё, что мы имели. И на полученные деньги наш отец купил калоши тёте Оле и дяде Коле.

И вот, дети, с тех пор прошло много лет. Первые два года мы с Лелей действительно ни разу не ели мороженого. А потом стали его есть и всякий раз, кушая, невольно вспоминали о том, что было с нами.

И даже теперь, дети, когда я стал совсем взрослый и даже немножко старый, даже и теперь иной раз, кушая мороженое, я ощущаю в горле какое-то сжатие и какую-то неловкость. И при этом всякий раз, по детской своей привычке думаю: «Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?»

Сейчас очень многие люди кушают мороженое, потому что у нас имеются целые огромные фабрики, в которых изготовляют это приятное блюдо.

Тысячи людей и даже миллионы кушают мороженое, и я бы, дети, очень хотел, чтобы все люди, кушая мороженое, думали бы о том, о чём я думаю, когда ем это сладкое.

Когда я был маленький, я очень любил мороженое.

Конечно, я его и сейчас люблю. Но тогда это было что-то особенное - так я любил мороженое.

И когда, например, ехал по улице мороженщик со своей тележкой, у меня прямо начиналось головокружение: до того мне хотелось покушать то, что продавал мороженщик.

И моя сестрёнка Леля тоже исключительно любила мороженое.

И мы с ней мечтали, что вот, когда вырастем большие, будем кушать мороженое не менее как три, а то и четыре раза в день.

Но в то время мы очень редко ели мороженое. Наша мама не позволяла нам его есть. Она боялась, что мы простудимся и захвораем. И по этой причине она не давала нам на мороженое денег.

И вот однажды летом мы с Лелей гуляли в нашем саду. И Леля нашла в кустах калошу. Обыкновенную резиновую калошу. Причём очень ношенную и рваную. Наверное, кто-нибудь бросил её, поскольку она разорвалась.

Вот Леля нашла эту калошу и для потехи надела её на палку. И ходит по саду, машет этой палкой над головой.

Вдруг по улице идёт тряпичник. Кричит: «Покупаю бутылки, банки, тряпки!».

Увидев, что Леля держит на палке калошу, тряпичник сказал Леле:

Эй, девочка, продаёшь калошу?

Леля подумала, что это такая игра, и ответила тряпичнику:

Да, продаю. Сто рублей стоит эта калоша.

Тряпичник засмеялся и говорит:

Нет, сто рублей - это чересчур дорого за эту калошу. А вот если хочешь, девочка, я тебе дам за неё две копейки, и мы с тобой расстанемся друзьями.

И с этими словами тряпичник вытащил из кармана кошелёк, дал Леле две копейки, сунул нашу рваную калошу в свой мешок и ушёл.

Мы с Лелей поняли, что это не игра, а на самом деле. И очень удивились.

Тряпичник уже давно ушёл, а мы стоим и глядим на нашу монету.

Вдруг по улице идёт мороженщик и кричит:

Земляничное мороженое!

Мы с Лелей подбежали к мороженщику, купили у него два шарика по копейке, моментально их съели и стали жалеть, что так задёшево продали калошу.

На другой день Леля мне говорит:

Минька, сегодня я решила продать тряпичнику ещё одну какую-нибудь калошу.

Я обрадовался и говорю:

Леля, разве ты опять нашла в кустах калошу?

Леля говорит:

В кустах больше ничего нет. Но у нас в прихожей стоит, наверно, я так думаю, не меньше пятнадцати калош. Если мы одну продадим, то нам от этого худо не будет.

И с этими словами Леля побежала на дачу и вскоре появилась в саду с одной довольно хорошей и почти новенькой калошей.

Леля сказала:

Если тряпичник купил у нас за две копейки такую рвань, какую мы ему продали в прошлый раз, то за эту почти что новенькую калошу он, наверное, даст не менее рубля. Воображаю, сколько мороженого можно будет купить на эти деньги.

Мы целый час ждали появления тряпичника, и когда мы наконец его увидели, Леля мне сказала:

Минька, на этот раз ты продавай калошу. Ты мужчина, и ты с тряпичником разговаривай. А то он мне опять две копейки даст. А это нам с тобой чересчур мало.

Я надел на палку калошу и стал махать палкой над головой.

Тряпичник подошёл к саду и спросил:

Что, опять продаётся калоша?

Я прошептал чуть слышно:

Продаётся.

Тряпичник, осмотрев калошу, сказал:

Какая жалость, дети, что вы мне всё по одной калошине продаёте. За эту одну калошу я вам дам пятачок. А если бы вы продали мне сразу две калоши, то получили бы двадцать, а то и тридцать копеек. Поскольку две калоши сразу более нужны людям. И от этого они подскакивают в цене.

Леля мне сказала:

Минька, побеги на дачу и принеси из прихожей ещё одну калошу.

Я побежал домой и вскоре принёс какую-то калошу очень больших размеров.

Тряпичник поставил на траву эти две калоши рядом и, грустно вздохнув, сказал:

Нет, дети, вы меня окончательно расстраиваете своей торговлей. Одна калоша дамская, другая - с мужской ноги, рассудите сами: на что мне такие калоши? Я вам хотел за одну калошу дать пятачок, но, сложив вместе две калоши, вижу, что этого не будет, поскольку дело ухудшилось от сложения. Получите за две калоши четыре копейки, и мы расстанемся друзьями.

Леля хотела побежать домой, чтоб принести ещё что-нибудь из калош, но в этот момент раздался мамин голос. Это мама нас звала домой, так как с нами хотели попрощаться мамины гости. Тряпичник, видя нашу растерянность, сказал:

Итак, друзья, за эти две калоши вы могли бы получить четыре копейки, но вместо этого получите три копейки, поскольку одну копейку я вычитаю за то, что понапрасну трачу время на пустой разговор с детьми.

Тряпичник дал Леле три монетки по копейке и, спрятав калоши в мешок, ушёл.

Мы с Лелей моментально побежали домой и стали прощаться с мамиными гостями: с тётей Олей и дядей Колей, которые уже одевались в прихожей.

Вдруг тётя Оля сказала:

Что за странность! Одна моя калоша тут, под вешалкой, а второй почему-то нету.

Мы с Лелей побледнели. И стояли не двигаясь.

Тётя Оля сказала:

Я великолепно помню, что пришла в двух калошах. А тут сейчас только одна, а где вторая, неизвестно.

Дядя Коля, который тоже искал свои калоши, сказал:

Что за чепуха в решете! Я тоже отлично помню, что пришёл в двух калошах, тем не менее второй моей калоши тоже нету.

Услышав эти слова, Леля от волнения разжала кулак, в котором у неё находились деньги, и три монетки по копейке со звоном упали на пол.

Папа, который тоже провожал гостей, спросил:

Леля, откуда у тебя эти деньги?

Леля начала что-то врать, но папа сказал:

Что может быть хуже вранья!

Тогда Леля заплакала. И я тоже заплакал. И мы сказали:

И вот, дети, с тех пор прошло много лет. Первые два года мы с Лелей действительно ни разу не ели мороженого. А потом стали его есть и всякий раз, кушая, невольно вспоминали о том, что было с нами.

И даже теперь, дети, когда я стал совсем взрослый и даже немножко старый, даже и теперь иной раз, кушая мороженое, я ощущаю в горле какое-то сжатие и какую-то неловкость. И при этом всякий раз, по детской своей привычке думаю: «Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?»

Сейчас очень многие люди кушают мороженое, потому что у нас имеются целые огромные фабрики, в которых изготовляют это приятное блюдо.

Тысячи людей и даже миллионы кушают мороженое, и я бы, дети, очень хотел, чтобы все люди, кушая мороженое, думали бы о том, о чём я думаю, когда ем это сладкое.

Калоши и мороженое

Когда я был маленький, я очень любил мороженое. Конечно, я его и сейчас люблю. Но тогда это было что-то особенное - так я любил мороженое.

И когда, например, ехал по улице мороженщик со своей тележкой, у меня прямо начиналось головокружение: до того мне хотелось покушать то, что продавал мороженщик.

И моя сестрёнка Лёля тоже исключительно любила мороженое.

И мы с ней мечтали, что вот, когда вырастем большие, будем кушать мороженое не менее как три, а то и четыре раза в день.

Но в то время мы очень редко ели мороженое. Наша мама не позволяла нам его есть. Она боялась, что мы простудимся и захвораем. И по этой причине она не давала нам на мороженое денег.

И вот однажды летом мы с Лёлей гуляли в нашем саду. И Лёля нашла в кустах калошу. Обыкновенную резиновую калошу. Причём очень ношенную и рваную. Наверное, кто-нибудь бросил её, поскольку она разорвалась.

Вот Лёля нашла эту калошу и для потехи надела её на палку. И ходит по саду, машет этой палкой над головой.

Вдруг по улице идёт тряпичник. Кричит: «Покупаю бутылки, банки, тряпки!»

Увидев, что Лёля держит на палке калошу, тряпичник сказал Лёле:

Эй, девочка, продаёшь калошу?

Лёля подумала, что это такая игра, и ответила тряпичнику:

Да, продаю. Сто рублей стоит эта калоша.

Тряпичник засмеялся и говорит:

Нет, сто рублей - это чересчур дорого за эту калошу. А вот если хочешь, девочка, я тебе дам за неё две копейки, и мы с тобой расстанемся друзьями.

И с этими словами тряпичник вытащил из кармана кошелёк, дал Лёле две копейки, сунул нашу рваную калошу в свой мешок и ушёл.

Мы с Лёлей поняли, что это не игра, а на самом деле. И очень удивились.

Тряпичник уже давно ушёл, а мы стоим и глядим на нашу монету.

Вдруг по улице идёт мороженщик и кричит:

Земляничное мороженое!

Мы с Лёлей подбежали к мороженщику, купили у него два шарика по копейке, моментально их съели и стали жалеть, что так задёшево продали калошу.

На другой день Лёля мне говорит:

Минька, сегодня я решила продать тряпичнику ещё одну какую-нибудь калошу.

Я обрадовался и говорю:

Лёля, разве ты опять нашла в кустах калошу?

Лёля говорит:

В кустах больше ничего нет. Но у нас в прихожей стоит, наверно, я так думаю, не меньше пятнадцати калош. Если мы одну продадим, то нам от этого худо не будет.

И с этими словами Лёля побежала на дачу и вскоре появилась в саду с одной довольно хорошей и почти новенькой калошей.

Лёля сказала:

Если тряпичник купил у нас за две копейки такую рвань, какую мы ему продали в прошлый раз, то за эту почти что новенькую калошу он, наверное, даст не менее рубля. Воображаю, сколько мороженого можно будет купить на эти деньги.

Мы целый час ждали появления тряпичника, и, когда мы наконец его увидели, Лёля мне сказала:

Минька, на этот раз ты продавай калошу. Ты мужчина и ты с тряпичником разговаривай. А то он мне опять две копейки даст. А это нам с тобой чересчур мало.

Я надел на палку калошу и стал махать палкой над головой.

Тряпичник подошёл к саду и спросил:

Что, опять продаётся калоша?

Я прошептал чуть слышно:

Продаётся.

Тряпичник, осмотрев калошу, сказал:

Какая жалость, дети, что вы мне всё по одной калошине продаёте. За эту одну калошу я вам дам пятачок. А если бы вы продали мне сразу две калоши, то получили бы двадцать, а то и тридцать копеек. Поскольку две калоши сразу более нужны людям. И от этого они подскакивают в цене.

Лёля мне сказала:

Минька, побеги на дачу и принеси из прихожей ещё одну калошу.

Я побежал домой и вскоре принес какую-то калошу очень больших размеров.

Тряпичник поставил на траву эти две калоши рядом и, грустно вздохнув, сказал:

Нет, дети, вы меня окончательно расстраиваете своей торговлей. Одна калоша дамская, другая - с мужской ноги, рассудите сами: на что мне такие калоши? Я вам хотел за одну калошу дать пятачок, но, сложив вместе две калоши, вижу, что этого не будет, поскольку дело ухудшилось от сложения. Получите за две калоши четыре копейки, и мы расстанемся друзьями.

Лёля хотела побежать домой, чтобы принести ещё что-нибудь из калош, но в этот момент раздался мамин голос. Это мама нас звала домой, так как с нами хотели попрощаться мамины гости. Тряпичник, видя нашу растерянность, сказал:

Итак, друзья, за эти две калоши вы могли бы получить четыре копейки, но вместо этого получите три копейки, поскольку одну копейку я вычитаю за то, что понапрасну трачу время на пустой разговор с детьми.

Тряпичник дал Лёле три монетки по копейке и, спрятав калоши в мешок, ушёл.

Мы с Лёлей моментально побежали домой и стали прощаться с мамиными гостями: с тётей Олей и дядей Колей, которые уже одевались в прихожей.

Вдруг тётя Оля сказала:

Что за странность! Одна моя калоша тут, под вешалкой, а второй почему-то нету.

Мы с Лёлей побледнели. И стояли не двигаясь.

Тётя Оля сказала:

Я великолепно помню, что пришла в двух калошах. А тут сейчас только одна, а где вторая, неизвестно.

Дядя Коля, который тоже искал свои калоши, сказал:

Что за чепуха в решете! Я тоже отлично помню, что пришёл в двух калошах, тем не менее второй моей калоши тоже нету.

Услышав эти слова, Лёля от волнения разжала кулак, в котором у неё находились деньги, и три монетки по копейке со звоном упали на пол.

Папа, который тоже провожал гостей, спросил:

Лёля, откуда у тебя эти деньги?

Лёля начала что-то врать, но папа сказал:

Что может быть хуже вранья!

Тогда Лёля заплакала. И я тоже заплакал. И мы сказали:

Продали тряпичнику две калоши, чтобы купить мороженое.

Папа сказал:

Хуже вранья - это то, что вы сделали.

Услышав, что калоши проданы тряпичнику, тётя Оля побледнела и зашаталась. И дядя Коля тоже зашатался и схватился рукой за сердце. Но папа им сказал:

Не волнуйтесь, тётя Оля и дядя Коля, я знаю, как нам надо поступить, чтобы вы не остались без калош. Я возьму все Лёлины и Минькины игрушки, продам их тряпичнику, и на вырученные деньги мы приобретём вам новые калоши.

Мы с Лёлей заревели, услышав этот приговор. Но папа сказал:

Это ещё не всё. В течение двух лет я запрещаю Лёле и Миньке кушать мороженое. А спустя два года они могут его кушать, но всякий раз, кушая мороженое, пусть они вспоминают эту печальную историю, и всякий раз пусть они думают, заслужили ли они это сладкое.

В тот же день папа собрал все наши игрушки, позвал тряпичника и продал ему всё, что мы имели. И на полученные деньги наш отец купил калоши тёте Оле и дяде Коле.

И вот, дети, с тех пор прошло много лет. Первые два года мы с Лёлей действительно ни разу не ели мороженого. А потом стали его есть и всякий раз, кушая, невольно вспоминали о том, что было с нами.

И даже теперь, дети, когда я стал совсем взрослый и даже немножко старый, даже и теперь иной раз, кушая мороженое, я ощущаю в горле какое-то сжатие и какую-то неловкость. И при этом всякий раз, по детской своей привычке, думаю: «Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?»

Сейчас очень многие люди кушают мороженое, потому что у нас имеются целые огромные фабрики, в которых изготовляют это приятное блюдо.

Тысячи людей и даже миллионы кушают мороженое, и я бы, дети, очень хотел, чтобы все люди, кушая мороженое, думали бы о том, о чём я думаю, когда ем это сладкое.

Конспект открытого занятия по литературному чтению

Дата: 22.03.2013

Тема: Михаил Михайлович Зощенко «Калоши и мороженое»

Цели:

· Познакомить с произведением;

· Развивать умение формулировать основную мысль текста;

· Учить детей анализировать свои поступки и поступки других людей; отличать хорошее от плохого;

· Формировать навык рассказывания из личного опыта;

· Воспитывать доброе отношение к людям, учить справедливости;

· Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, память.

Оборудование:

для учителя: компьютер, экран, мультимедийный проектор;

для учащихся : учебник В.Г. Горецкого, М. В. Головановой – «Русское слово плюс»

карточки «Вставь пропущенное слово»;

листы с текстом;

рисунок солнышка.

Ход урока

I. Организационный момент .

Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Садитесь

II . Вступительная беседа.

А наш урок начнём со стихотворения.

Подготовленный ребёнок читает стихотворение:

Нам живется лучше всех,
Потому что с нами - Смех!
С ним нигде не расстаемся,
Где б мы ни были - смеемся!
Утром выглянем в окно,
Дождик льет, а нам смешно!
Если в школу путь лежит,
Рядом с нами смех бежит.

Смех бывает разный: грустный и счастливый, обидный и приятный, злой и добрый. Но есть и еще один смех – поучительный, когда смешные ситуации не просто развлекают нас, но и заставляют задуматься о чем-то серьезном. Вот так по-особенному мы сегодня будем смеяться, когда познакомимся с одним произведением.

III . Знакомство с произведением .

М. М. Зощенко.

(СЛАЙД)

Ученик нашего класса подготовил небольшое сообщение об этом писателе.

Ученик: Родился Михаил Михайлович Зощенко 29 июля 1894 в Санкт-Петербурге. Родился он в небогатой интеллигентной семье. Отец его был художником, а мать - писательницей. В 20 лет, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт. Был участником первой мировой и Гражданской войны. Во время Великой Отечественной войны поступает в группу противопожарной обороны (основная цель - борьба с зажигательными бомбами) и со своим сыном дежурит на крыше дома во время бомбёжек. Для детей он написал такие известные рассказы: «Ёлка», «Находка», «Бабушкин подарок», «Не надо врать» и другие. (Слайд)

А как называется рассказ, с которым мы будем работать, вы узнаете, разгадав загадки.

1. Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома.

Дождь идет - у нас работа:

Топать-шлепать по болотам.

Ответ: Галоши

(Слайд)

Сверху чёрно, внутри красно,

Как засунешь, так прекрасно.

Галоши

Что такое галоши? Для чего они нужны? (Галоши или калоши - низкая обувь из резины, надеваемая поверх сапог, туфель, ботинок или валенок. Задача галош - защитить обувь от грязи и влаги и предотвратить ее порчу.)

2. Хочешь фокус покажу?

Снег на палочке держу!

Снег я съел, какая жалость

Только палочка осталась.

Снег я съел, повеселел

И ничуть не заболел.

Мороженое

(Слайд)

Как же называется наше произведение? (Калоши и мороженое)

(Слайд)

Рассказ «Калоши и мороженое» относится к циклу рассказов «Лёля и Минька». В этих рассказах говорится об интересных приключениях, которые произошли с братом и его старшей сестрой. (Великие путешественники, Ёлка, Золотые слова, Находка, Не надо врать)

I V. Прогнозирование.

Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая название и особенности творчества автора?

(Варианты ответов детей)

VI. Словарная работа

захворать – заболеть

тряпичник - Скупщик, собиратель тряпья

перен. Скупой, мелочной человек (·разг. ·презр.).

Слайд

VII. Знакомство с произведением

(чтение произведения актером - аудиозапись в исполнении народного артиста России Михаила Светина)

(Останавливаю аудиозапись)

Вопросы по тексту:

Кто главные герои? (Лёля и Минька)

От чьего имени ведётся повествование? (от лица автора)

Что натворили дети? Расскажите их действия.

Почему папа разозлился?

Ребята, давайте с вами пофантазируем, какое мог придумать наказание папа для своих детей? (варианты ответов)

Справедливое наказание было? Жестокое или нет? Почему?

ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глаз)

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

VI. Анализ произведения.

1. Блиц – турнир.

Ребята, сейчас у нас будет блиц – турнир. Разделились на команды по рядам, первый ряд подготовит вопросы по тексту (со страницы 46 – 47) второму ряду, второй ряд готовит вопросы третьему, а третий готовит вопросы для первого ряда.

2. «Вставьте пропущенное слово»

«Недостающие слова» (У КАЖДОГО НА ПАРТЕ)

Не волнуйтесь, тётя Оля и дядя Коля, я знаю, как нам надо поступит, чтобы вы не остались без _____________. Я возьму все Лёлины и Минькины ___________, продам их ______________, и на вырученные деньги мы приобретём вам новенькие _____________.

Это еще не всё. В течение _______ лет я запрещаю Лёле и Миньке кушать ________. А спустя _________ года они могут его кушать, но всякий раз, кушая __________, пусть они вспоминают эту печальную историю, и всякий раз пусть они думают, заслужили ли они это сладкое.

Проверка по слайду. (СЛАЙД)

4. Инсценировка

(Дети обыгрывают сценку)

3. Вывод. Определи главную мысль текста

М. М. Зощенко не просто воспроизвёл эпизод своего детства. Он и для нас, читателей, хотел донести какую – то очень важную мысль. Какую мысль? Найдите ее в тексте и прочитайте.

VII . Рефлексия.

Ребята! А были ли у вас случаи в жизни, о которых вам стыдно вспоминать?

Чему они вас научили?

А теперь нужно раскрасить ваши солнышки, которые лежат на партах. Если урок вам понравился – дорисуйте улыбающийся ротик, а если вам было скучно и грустно на уроке – нарисуйте ротик грустный.

Словесная оценка работы детей

VIII . Домашнее задание.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Игра петушиные бои правила Игра петушиные бои правила Мод для майнкрафт 1.7 10 смотреть рецепты. Рецепты крафтинга предметов в Minecraft. Оружие в Minecraft Мод для майнкрафт 1.7 10 смотреть рецепты. Рецепты крафтинга предметов в Minecraft. Оружие в Minecraft Шиллинг и стерлинг - происхождение слов Шиллинг и стерлинг - происхождение слов